Конкуренция во благо

Конкуренция во благо

Понятие «холдинг» прочно вошло в экономическую жизнь нашей страны. Количество
структур, в название которых включено это слово, исчисляется сотнями, а
если учесть, что множество компаний просто позиционирует себя в этом качестве,
то можно говорить и о тысячах больших и малых холдингов.
Причём само понятие holding, в переводе означающее «владение», нельзя рассматривать как только некую имущественную или производственную совокупность материнской компании и контролируемых ею «дочек».

С экономической точки зрения это очень сложное образование, иногда не только консолидирующее товарные, финансовые потоки и централизующее функции управления, но и порождающее серьёзные вопросы, а порой и противоречия.

Одним из проблемных вопросов становится наличие внутрихолдинговой конкуренции, т.е. могут ли несколько компаний, объединённых единым собственником, работающих по единым принципам и стандартам корпоративного управления, конкурировать между собой в производственной и финансовой сфере.

Любая конкуренция подразумевает не только рост качества товаров и услуг, но и снижение цены на них, а с точки зрения идеального  холдинга это потеря необходимых для его функционирования доходов.

К счастью, ни в экономике, ни в жизни вообще не существует ничего идеального. Да и многообразие целей и задач, с которыми строятся холдинговые структуры, не даёт однозначного ответа на все вопросы. Тем более когда речь идёт о таком сложнейшем с географической, организационной и даже макроэкономической точки зрения холдинге, как ОАО «Российские железные дороги».

Именно поэтому «Пульт управления» решил сделать главной темой этого номера внутрихолдинговую конкуренцию. Раскрывая её, мы стремились не только рассказать о том, где и в каких формах она возникает в процессе реформирования «Российских железных дорог», но и привести опыт других отраслей, привлекая для этого эксперта ведущей мировой консалтинговой компании Deloitte & Touche.

Но всё же специфика преобразования министерства в полноценную холдинговую компанию позволяет говорить об уникальности ситуации. Ведь изначально главной целью реформ было создание конкурентного рынка перевозок. Более того, в ситуации, когда собственник холдинга (т.е. государство) принял решение продать крупный пакет акций ОАО «ПГК» частному инвестору, казалось бы, и внутрихолдинговая конкуренция между операторами должна прекратиться. Но на практике картина выглядит значительно сложнее.

Впрочем, иногда конкуренция внутри холдинга выявляет и побочные, напрямую не связанные с основной деятельностью проблемы.  Например,  реальная нехватка современных высокопрофессиональных менеджеров приводит к скрытой конкуренции в кадровой сфере, что мешает развитию компании в целом.

Опыт реформирования такой ключевой для железнодорожного транспорта сферы услуг, как ремонт вагонов, показывает, что при грамотном позиционировании на рынке, совершенствовании принципов работы внутрихолдинговая конкуренция идёт во благо. Причём не только потребителям услуг, но и самому холдингу. 

Ещё в 2007 года все вагоноремонтные депо Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов работали на пределе своих возможностей, а к 2015 году пятая часть их мощностей будет свободной, знаменуя переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Во многом это стало результатом соперничества между тремя выделенными в 2011 году вагоноремонтными компаниями, каждая из которых ищет своё место на рынке.

В сложном процессе построения холдинга проблема внутренней конкуренции является лишь «одной из многих», но опыт его решения позволяет находить ответы на многие структурные и организационные вопросы в будущем.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru