Дочерние общества ОАО «РЖД» предлагают усовершенствовать процедуру предоставления
финансовой информации.
Группа компаний РЖД – молодое объединение предприятий, правила игры внутри которого активно совершенствуются. Касается это и различной отчётности. Консолидировать миллионы цифр корректно и в срок – задачка не из лёгких. Неудивительно, что у участников этого процесса появляются предложения по оптимизации.
Существующий порядок сбора и составления ДЗО финансовой отчётности и её представление головной компании не имеют структурных и методологических расхождений с принципами корпоративной бухгалтерской работы холдинга. Однако у ДЗО и филиалов компании есть ряд предложений, позволяющих сделать этот процесс более прозрачным, точным и быстрым. Они касаются прежде всего увеличения предельных сроков формирования отчётности, централизации системы бухгалтерского и налогового учёта и создания единой методологии формирования и выполнения бюджетов и финансовых планов.
Заместитель начальника Северо-Кавказского регионального общего центра обслуживания – структурного подразделения центра корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт» Вера Хваляева рассказала корреспондентам, что на предприятии бухгалтерский и налоговый учёт проводится в едином самостоятельном подразделении – общем центре обслуживания. Здесь же формируется отчётность ОАО «РЖД». Среди сложных вопросов она отметила сохранение целостности учётного процесса. Кроме того, сократились и сроки формирования сводной отчётности.
«Всё это происходит в условиях постоянных изменений в компании, – отметила Вера Хваляева. – Для более успешного формирования сводной отчётности по холдингу необходимо продолжить централизовывать систему бухгалтерского и налогового учёта. Надо заключать договоры на обслуживание по бухгалтерскому и налоговому учёту с дочерними обществами по единому образцу».
Представители финансовых подразделений «дочек» в регионах отметили, что сегодня им подчас не хватает полномочий относительно доступа к информации, необходимой для составления бухгалтерских отчётов. Начальник финансового отдела Дирекции по ремонту путевых машин Восточно-Сибирской дороги Светлана Михайлова заявила, что у неё нет доступа ко многим нужным данным, которые находятся в Восточно-Сибирском общем центре обслуживания – структурном подразделении «Желдоручёт».
«Допустим, мне нужно просмотреть информацию по незавершённому производству, но со своего рабочего места я этого сделать не могу. Приходится звонить и слать запросы в ОЦОР. На это уходит время. Хотелось бы, чтобы вычислительный центр быстрее реагировал на наши заявки. Особенно в периоды сдачи отчётов».
Бухгалтеры подчёркивают: эффективный оперативный анализ финансовой деятельности является одним из необходимых условий успешного реформирования холдинга. Начальник отдела финансового планирования и анализа финансовой службы Забайкальской дороги Светлана Кузнецова заявила, что для этого существуют специальные программы – АСБУ (автоматизированная система бюджетного управления), АСППВД (автоматизированная система планирования прочих видов деятельности), но подчас при работе с ними возникают трудности.
«Во-первых, программы из-за их несовместимости нельзя установить на один компьютер. А после ввода данных в АСБУ они долго сохраняются. Введённые данные в программу АСППВД невозможно сохранить для работы, необходимо их копировать из программы и вносить в свои таблицы. На это уходит время, которого при нынешнем ритме работы не хватает. Хотелось бы, чтобы эти проблемы решили как можно быстрее». А заместитель генерального директора ОАО «Алтай-пригород» Марина Бунина в числе сложных моментов в составлении отчётных документов назвала задержки с предоставлением от ОАО «РЖД» соответствующих указаний по формату их оформления. Порой они настолько запаздывают, что создают аврал в работе.
Заместитель главного бухгалтера ОАО «ТрансКонтейнер» Дмитрий Комиссаров отметил, что в отношении предоставления финансовой информации для ОАО «РЖД» от компании требуются лишь собственные бухгалтерские регистры учёта, которые она обязана вести, как и любое другое юридическое лицо.
«Одной из наших общих задач является то, что мы, как и все другие ДЗО, должны произвести внутригрупповую сверку расчётов с ОАО «РЖД» и его дочерними компаниями. Учитывая количество структурных подразделений и ДЗО, данная работа является достаточно сложной и трудоёмкой. Однако она нужна и важна не только для ОАО «РЖД», но и в первую очередь для нас как компании, которая самостоятельно формирует отчётность по МСФО. Хотелось бы, чтобы в процессе сверки внутригрупповых оборотов все структурные подразделения компании и ДЗО подходили к данному вопросу с должной ответственностью и соблюдали сроки».
Кроме того, директор дирекции бюджета и анализа ОАО «ТрансТелеКом» Светлана Озерова заявила, что ДЗО хотелось бы иметь прозрачную единую методологию, подкрепляющую принципы формирования бюджета и фактических данных для отчётов выполнения бюджетов и финансовых планов. Сегодняшняя практика показывает, что ОАО «РЖД» рекомендует определённые формы для заполнения и проводит корпоративные мероприятия для утверждения данных форм советом директоров холдинга, в то время как необходимая методология с описанием того, как должны заполняться данные формы, пока отсутствует, в связи с чем возникают сложности.
«Кроме того, хотелось бы, чтобы ОАО «РЖД» способствовало процессу информатизации сбора унифицированной финансовой информации от своих ДЗО, то есть чтобы существовала единая финансово-информационная система, которая работала бы с аффилированными предприятиями холдинга, – подчеркнула она. – Это способствовало бы повышению качества обработки представляемой бухгалтерской отчётности и введению более щадящего графика, поскольку сегодня подобная работа приводит к постоянным переработкам бухгалтерий, особенно когда накладываются составления отчётов за полугодие и по исполнению бюджета. Данные процессы проходят, в частности, у ТТК весьма сложно, так как документы нужно готовить в двух формах, при этом на следующий бюджет появляется ещё одна, уже третья, форма. Нагрузка очень большая, поэтому имеет смысл обсудить возможность увеличения сроков составления и предоставления отчётностей либо сократить объём обязательной для предоставления информации».
А финансовый директор Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») Анатолий Цветков отметил, что оптимизировать процесс информирования ДЗО об изменениях в порядке и формах отчётности можно в первую очередь путём сбора контактов ответственных лиц от ДЗО и организации информирования этих лиц со стороны РЖД об изменениях и нововведениях.
«Это следует сделать, поскольку от момента выпуска официального письма департамента РЖД в адрес ДЗО до момента получения его исполнителем проходит 5–10 дней», – добавил он.
Игнат Вьюгин