Можно много рассказывать о том, как здорово мы работаем. Но лишь до тех
пор, пока собеседник не взглянул на отчётность компании. После этого начинают
говорить цифры. В ситуации, когда государство задумывается о частичной приватизации,
ведётся работа по привлечению инвесторов и заёмного капитала, практика работы
с цифрами оборачивается или дополнительными инвестиционными возможностями,
или убытками.
Финансовая отчётность является своего рода техдокументацией на компанию. Она ориентирована на широкий круг пользователей, однако для того, чтобы её читать и, что главное, понимать, необходимы серьёзные знания в области современного бухгалтерского учёта, который включает в себя даже элементы высшей математики. Кроме того, отчётность, как блюдо на столе, должна быть свежей. Например, вряд ли можно назвать оправданным решение о привлечении заёмного финансирования, если оно принято на основе информации, бывшей актуальной несколько месяцев назад. Сегодня всё могло принципиально измениться.
Решения, принимаемые инвесторами в отношении той или иной компании, в значительной мере базируются на финансовой отчётности. Ни один аспект её подготовки не уходит из-под пристального внимания инвесторов. Именно поэтому так высока цена подготовки финансовой отчётности и аудита.
В настоящее время холдинг ОАО «РЖД» активно трансформируется. Изменения происходят не только вширь (материнская компания – дочерние общества), но и вглубь (появление финансовых вложений у дочерних обществ). Важно учитывать и заданный вектор выхода ОАО «РЖД» на IPO. На открытый рынок выводятся дочерние компании, а «кота в мешке» никто покупать не станет. Кроме того, в соответствии с требованиями федерального законодательства об акционерных обществах компания обязана представлять акционерам годовой отчёт, который включает в себя отчёт о результатах работы компании за год. Годовой отчёт утверждается советом директоров. Год назад президентом Дмитрием Медведевым был подписан федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» № 208-ФЗ. Согласно документу теперь консолидированная финансовая отчётность составляется в единственном формате – в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности, при этом срок её представления не должен превышать 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчётность. Обязательный переход на МСФО компаний-эмитентов, облигации которых публично обращаются (а к таковым относится и ОАО «РЖД» с рядом ДЗО), установлен с 2015 года.
Выход этого закона – поворотный момент в бухгалтерской отрасли всего холдинга. Он дал мощнейший импульс революционным преобразованиям, происходящим в бухгалтерском учёте РЖД. Де-факто задана новая парадигма его развития, в том числе по сближению РСБУ с МСФО.
В настоящее время компания проводит значительную работу по постановке учёта основных средств в соответствии с МСФО. На протяжении пяти лет аудиторами компании «Эрнст энд Янг» выражалось мнение о достоверности консолидированной финансовой отчётности группы ОАО «РЖД» с двумя оговорками, в отношении балансовой стоимости основных средств и достоверности учёта компонентов (наиболее крупных составных частей) основных средств. Работа по постановке учёта была запущена в начале 2009 года с оценки справедливой стоимости всех объектов основных средств и незавершённого строительства компаний холдинга «РЖД». На протяжении двух лет Бухгалтерской службой совместно с оценщиком («ПрайсвотерхаусКуперс») была проделана огромная работа по сбору, анализу, систематизации информации по стоимостным и техническим характеристикам основных средств. По итогам работы в декабре 2010 года впервые в истории ОАО «РЖД» был сформирован пообъектный перечень объектов основных средств по справедливой стоимости на 01.01.2009, включающий в себя более 3,5 млн объектов.
Вторым этапом этой работы являются формирование пообъектного регистра основных средств за 2009–2011 годы, автоматизация процесса формирования регистра на базе системы SAP R/3. Это позволит сформировать достоверные данные о стоимости основных средств, включая требования по компонентному учёту, и, как следствие, выпустить прозрачную и достоверную консолидированную финансовую отчётность без замечаний аудитора.
Кроме того, увеличивается круг ДЗО, формирующих индивидуальную отчётность по МСФО и проводящих её аудит. В частности, определены международные аудиторы из «большой четвёрки» как по РСБУ, так и по МСФО для ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Росжелдорстрой», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ОАО «ФПК», ОАО «ТрансКонтейнер», ЗАО «Компания ТрансТелеКом», ЗАО «ЮКЖД», ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный Банк», ОАО «Элтеза», ОАО «ТД РЖД», ОАО «Скоростные магистрали», ОАО «Росжелдорпроект».
И здесь большая ответственность ложится на руководителей ДЗО, которые должны точно и в срок предоставить корректные данные для формирования холдинговой отчётности. Решение этой задачи лежит в плоскости жёсткого администрирования, выстроенного на базе понятных и одинаково трактуемых регламентов.
Для этого в марте этого года вышел в свет переработанный Типовой регламент предоставления информации дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» в Бухгалтерскую службу и департамент управления дочерними и зависимыми обществами (Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом) ОАО «РЖД». Переработки в указанном регламенте коснулись прежде всего составности, сроков и порядка предоставления информации, необходимой для формирования консолидированной финансовой отчётности холдинга по МСФО. Выход регламента обеспечил гармонизацию и упорядочивание информационных потоков в компании, связанных с формированием отчётности.
Стоит упомянуть, что на все ДЗО распространяется единая учётная политика для целей бухгалтерского учёта, а также единое техническое задание на проведение аудита.
Учётная политика ОАО «РЖД» – это системообразующий документ. Принципы, заложенные в нём, являются руководством к действию для всех работников компании, связанных с оформлением и подписанием первичных учётных документов, ведением бухгалтерского учёта и подготовкой бухгалтерской отчётности. С момента образования ОАО «РЖД» в 2003 году в учётную политику вносилось множество дополнений и изменений, как связанных с изменением нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту Минфина, так и с разъяснением отдельных хозяйственных операций. В итоге к 2007 году учётная политика стала больше походить на учебник по бухгалтерскому учёту, что снижало эффективность её применения как локального нормативного акта ОАО «РЖД».
За последние четыре года Бухгалтерской службой компании проведена работа по оптимизации учётной политики. Объём документа сокращён вдвое за счёт исключения описаний различных хозяйственных ситуаций, а также обязательных для всех организаций требований ведения бухгалтерского учёта. В учётной политике отражены лишь те вопросы, в отношении которых в нормативных правовых актах Минфина содержится несколько возможных (альтернативных) вариантов решения, либо решения отсутствуют. В дополнение разработаны и утверждены корпоративные учётные принципы, определяющие порядок учёта в соответствии с бизнес-процессами ОАО «РЖД».
Существенные изменения внесены в учётную политику с 1 января 2011 года в связи с принятием Минфином России в конце 2010 года ряда поправок в действующие положения по бухгалтерскому учёту (приказ от 24.12.2010 № 186н), а также утверждением нового положения по учёту оценочных обязательств (ПБУ 8/2010). Уточнены нормы, касающиеся учёта объектов недвижимого имущества, доходов и расходов будущих периодов, резерва по сомнительным долгам, оценочных обязательств, а также изменён стоимостной лимит для учёта активов в составе основных средств (теперь свыше 40 тыс. руб.). Мы ежедневно работаем с методологами Минфина и уже готовимся к новым поправкам в стандартах бухгалтерского учёта РФ.
Учитывая непрерывные и нарастающие изменения в законодательстве, Бухгалтерская служба регулярно проводит обучение своих работников. Обучение проходит дистанционно с использованием видеоклассов. Такая работа проводится с 2007 года, и к настоящему времени фактически сформирован корпоративный университет в области бухгалтерского учёта, где ежегодно повышают квалификацию 5 тыс. бухгалтеров.
Мы также обучаем ключевых работников дочерних компаний принципам МСФО и порядку заполнения информационных пакетов. Все ДЗО, имеющие доступ к сети внутренней передачи данных компании, могут пользоваться единой электронной библиотекой всех методических документов ОАО «РЖД» в области бухгалтерского учёта и налогообложения: Система консультационного сопровождения – АС «СКС».
Для оптимизации ресурсов и сокращения сроков подготовки и аудита отчётности по МСФО Бухгалтерская служба совместно с департаментом информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» реализует один из самых значимых проектов – проект по автоматизации процесса подготовки консолидированной финансовой отчётности, включающий в себя автоматизацию процесса трансформации и консолидации отчётности холдинга в программе SAP, создание единого информационного пространства в компаниях Группы РЖД, в том числе автоматизированная сверка внутригрупповых оборотов, создание единого автоматизированного регистра основных фондов холдинга.
Вся отчётность в компании формируется с уровня первичного документа. Автоматизация учёта кадровых ресурсов компании, электронный документооборот с использованием электронной цифровой подписи, автоматизация отчётности по МСФО в параллельном режиме, а также построение единого регистра учёта основных средств – последние разработки в компании в области автоматизации процесса составления отчётности. Учитывая важность её формирования в рамках холдинга, все разработки осуществляются с учётом ориентации на формирование единого информационного пространства.
Аналогичный подход должен быть реализован и в ДЗО. Одна из основных проблем здесь – несвоевременное и необоснованное отражение хозяйственных операций в учёте «дочек», что в итоге выражается в колоссальных «разрывах» в расчётах, выявляемых при сверке внутригрупповых операций при формировании консолидированной финансовой отчётности холдинга. Массовый характер носит несвоевременное представление документов дочерними компаниями, что свидетельствует о низком качестве организации работы и контроля исполнения действующих регламентов внутри холдинга. Также надо отметить факты преднамеренного завышения/занижения показателей финансовой отчётности с целью соблюдения ранее установленных бюджетных показателей, а также улучшения ключевых показателей. Основная причина кроется в низкой культуре договорных отношений между материнской и дочерними компаниями.
В результате разногласия урегулируются задним числом в следующие отчётные периоды, в том числе с отнесением на убытки прошлых лет. Аналогичная ситуация иногда складывается и между филиалами ОАО «РЖД», когда в связи с отсутствием бюджета у филиала-заказчика фактически понесённые, но не принятые затраты филиала-подрядчика приходится списывать на убытки компании, также переплачивая налог на прибыль.
В конечном счёте такое положение вещей существенным образом замедляет сроки формирования отчётности (сверка расчётов растягивается на 3–4 месяца). Борьба с этим злом в настоящее время вышла в приоритет работы для всех бухгалтерских подразделений холдинга, ведь занижение объёмов закупок и расходов приводит к переплате налога на прибыль.
Согласно поручению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина в ключевые показатели эффективности руководителей ДЗО при расчёте премий включены своевременность и качество предоставления информации для подготовки и аудита консолидированной отчётности холдинга ОАО «РЖД».
Хотелось бы напомнить, что в соответствии с действующей редакцией закона «О бухгалтерском учёте» ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учёта лежит на руководителе предприятия. В нашем случае руководители несут ответственность не только перед законом, но и перед холдингом, лично перед президентом ОАО «РЖД». Бухгалтерская служба ОАО «РЖД» в режиме нон-стоп ведёт контроль за положением вещей в ДЗО и при необходимости инициирует проведение корпоративных мероприятий в отношении руководителей тех компаний, которые срывают сроки подготовки отчётности.