Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» сформулировал, а президент компании Владимир Якунин утвердил 16 приоритетных направлений научных исследований, направленных на решение системных стратегических задач. Хотелось бы отметить несколько приоритетов в этой сфере.
Стратегия развития ОАО «РЖД» предусматривает рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2008 годом на 30%, производительности локомотивов в грузовом движении – на 16%, а удельные энергозатраты на тягу поездов должны сократиться на 3%. Ожидаемая экономия затрат на этой основе оценивается в 115 млрд руб.
В связи с этим одной из ключевых задач является создание модели оценки и оптимизации себестоимости перевозок, а также системы комплексной оценки и повышения производительности использования ресурсов по четырём основным направлениям: трудовые ресурсы, инфраструктура, подвижной состав и энергоэффективность.
Внедрение этих разработок создаст предпосылки для снижения издержек на всех этапах производственного процесса и во всех структурах и подразделениях.
Не менее значимой является и разработка новой технологии перевозочного процесса. Она должна обеспечить системное повышение скорости и веса поезда, надёжности доставки грузов, снижение порожнего пробега. В основе всего этого должны лежать экономические критерии, а механизмом реализации призваны стать интеллектуальные железнодорожные системы.
Работа в этом направлении уже ведётся на сети железных дорог, а тяжеловесные поезда стали практикой на ряде направлений.
И с этой точки зрения важно ещё одно направление научных разработок – гармонизация параметров локомотивной тяги и инфраструктуры с точки зрения воздействия на скорость и вес поездов. Конечным итогом должна стать оптимизация эффективности перевозочного процесса.
Ещё одно направление, на котором будет концентрироваться отраслевая наука, также является системообразующим для российских железных дорог. Речь идёт о разработке системы управления эксплуатацией и развитием пропускной способности участков железных дорог, исходя из минимизации инвестиционно-эксплуатационных затрат и максимизации объёмов перевозок и доходов. Тесно связана с ней и проблема рационализации полигонов, на которых применяются новые типы вагонов и локомотивов.
Решение этих вопросов и внедрение практических решений в этой сфере имеют большое значение для различных железных дорог и направлений, и в первую очередь это касается полигонов с интенсивным движением.
Рост грузооборота, особенно на отдельных направлениях, и ускоренное развитие в стране новых форм пассажирского движения, прежде всего высокоскоростного, делают весьма актуальной выработку решений в ещё одном направлении научных разработок. Речь идёт о модели оптимального распределения пропускных способностей между грузовым и пассажирским движением с выработкой перспективной схемы развития инфраструктуры.
Также важно разработать и внедрить дифференцированную систему нормативов содержания и обслуживания железнодорожных линий в зависимости от интенсивности перевозок, макропрофиля пути, особенностей климатических зон и геофизических свойств основания пути.
Принятая в компании программа оптимизации издержек и увеличения доходов содержит конкретные технические и организационные мероприятия, увязанные с инвестиционной программой развития, а также требования к новой технике с точки зрения уровня её производительности.
И отраслевая наука должна создать технические и экономические предпосылки для достижения заданных в этой стратегии параметров. В связи с этим требуется стимулировать научные исследования, обеспечить быстрейшее и как можно более полное внедрение полученных результатов.
Необходимо применять лучший зарубежный опыт в области использования ресурсов, повышения энергоэффективности, увеличения скоростей движения поездов и качества обслуживания клиентов как в грузовом, так и в пассажирском сообщении. Причём учёные должны не только решать текущие задачи, но и предвидеть будущие проблемы и вызовы.
Руководство российских железных дорог понимает значимость этих вопросов. Принятая программа научно-технического развития компании на 2011 год предусматривает рост финансирования НИОКР в пять раз. Это минимально необходимая сегодня величина для научно-технического обеспечения модернизации железнодорожного транспорта. Выделяемые средства позволят усилить мотивацию научных работников, обновить исследовательскую базу, в целях ускорения инновационного обновления отрасли привлечь в качестве партнёров лучшие научные организации нашей страны.
И здесь важно отметить, что одна из ключевых задач Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» состоит в том, чтобы сформировать условия для существенного омоложения и обновления качественного уровня научных кадров. Нам нужно привлекать к исследованиям молодых специалистов в области информатики, материаловедения, проектирования сложных технических систем, в том числе из практиков, занятых в производственном процессе.
Поэтому мы планируем расширить набор в аспирантуру в отраслевых учебных заведениях. При ОАО «ВНИИЖТ» организована докторантура, где к защите диссертаций сейчас готовятся 15 молодых перспективных учёных. Совместно с МИИТом открыта магистратура для подготовки научных сотрудников с привлечением не только преподавателей этого университета, но и профессоров МГТУ им. Баумана и других ведущих столичных вузов. Читать лекции будущим исследователям будут и ведущие учёные ОАО «ВНИИЖТ».
Помимо этого, сейчас мы создаём новую структуру – корпус научных железнодорожных исследователей. Восстановлены различные формы стимулирования защиты диссертаций и руководства аспирантами. Все эти меры уже в ближайшем будущем позволят существенно омолодить научные кадры отрасли.
Потенциал для развития отраслевой науки в нашей компании значителен, и Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» постоянно работает над его углублением. Важно отметить, что мы стремимся не замыкаться в узкоотраслевых рамках.
Помимо ведущих специалистов отрасли, в состав совета входят девять академиков и членов-корреспондентов РАН, представляющих различные организации, шесть ректоров крупнейших вузов, 25 докторов наук. Из членов совета сформированы проектные группы для реализации приоритетных направлений научных исследований в области развития железнодорожного транспорта. Они работают в интерактивном режиме с привлечением профильных специалистов.
Процесс привлечения академической науки для разработки новых технологий, техники и систем управления, предназначенных для нужд железнодорожной отрасли, получил серьёзный импульс в октябре 2010 года, когда президентом компании Владимиром Якуниным и главой РАН Юрием Осиповым был подписан новый договор о сотрудничестве. В его рамках учёные планируют создать материалы с новыми свойствами, в том числе с помощью нанотехнологий, заняться разработкой перспективных видов транспорта, систем управления рисками, повышением надёжности технических средств железных дорог.
ВНИИЖТ, в свою очередь, заключил договоры о сотрудничестве с Сибирским отделением РАН, Институтом прикладной физики, МГТУ имени Баумана, Федеральным ядерным центром в Сарове. В плане научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2011 год предусмотрен специальный раздел, в котором перечислены темы исследований, которые будут выполнять учёные РАН и других организаций по заказу железнодорожников.
Предлагаемые инновации должны быть направлены на преодоление конкретных технических и экономических проблем, повышение качества и снижение себестоимости услуг, улучшение условий труда. Не сомневаюсь, что первые результаты такой деятельности появятся уже в текущем году.
От ручного управления к программно ориентированному
Рубрики: Корпоративное управлениеВ чём принципы архитектуры цифровой компании
Рубрики: Корпоративное управлениеТворческое сотрудничество с Российской экономической школой
Рубрики: Корпоративное управлениеКак происходит цифровизация железнодорожного холдинга
Рубрики: Корпоративное управлениеРЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года
Рубрики: Корпоративное управление