Структурные вопросы
Инфраструктурный комплекс ОАО «РЖД», выделяемый в отдельную дирекцию, станет крупнейшим подразделением компании. В него войдут такие комплексы, как путевой, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, часть вагонного хозяйства и ряд объектов технологического и коммунального назначения. Дирекция в целом должна объединить около 800 структурных подразделений с общей численностью работающих более 270 тыс. человек. Стоимость основных фондов новой структуры составит 2,6 трлн руб., на содержание и ремонт которых ежегодно расходуется около 300 млрд руб.
Создать столь значительный конгломерат из различных подразделений – задача нестандартная. Слишком много нюансов на каждой дороге, в каждом регионе. Так, по словам Сергея Курдюмова, заместителя начальника СКЖД по реформированию и работе с органами власти, в отличие от типовой структуры на СКЖД в составе дирекции инфраструктуры не будет сектора информатизации.
«Было принято решение, что на первом этапе его функции будет выполнять служба корпоративной информатизации. Перевод структурных подразделений в дирекцию был тщательно продуман, в работу предприятий были внесены определённые изменения. К примеру, в центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры были включены вагоны-лаборатории службы электроснабжения и службы автоматики и телемеханики. Это позволит объединить все вопросы диагностики в одних руках. Центр подчиняется непосредственно начальнику дирекции, что позволяет избежать возможного давления на результаты замеров со стороны причастных служб», – говорит Сергей Курдюмов.
Как отметили на Северной железной дороге, создание дирекции инфраструктуры совпало с переходом на трёхзвенную систему управления. Географические особенности магистрали потребовали организации эффективного управления линейными предприятиями, вошедшими в состав дирекции. После упразднения отделений решать большинство вопросов начали напрямую службы.
Современные средства связи позволяют разрешать многие проблемы, возникающие на местах. Однако, как оказалось, в вопросах управления инфраструктурой, и в первую очередь путейским комплексом, не всё так просто. Есть ряд задач, которые необходимо оперативно решать на месте, опираясь на доскональное знание конкретной ситуации. Это относится к разработке и согласованию предоставления «окон», распределению путевой техники, контролю и диагностике систем безопасности и многим другим вопросам. Поэтому в каждом регионе магистрали создали отдел инфраструктуры. Теперь на местах службы работают под объединяющим началом дирекции инфраструктуры, отмечают на СЖД.
Переход на безотделенческую структуру внёс коррективы в процесс создания дирекции и на ЗСЖД. По словам представителей магистрали, наделение большими полномочиям заместителя начальника дороги по региону оказалось принципиальным вопросом. Именно этот менеджер координирует работу подразделений дирекций и дочерних зависимых обществ в границах бывшего отделения, а также отвечает за обеспечение безопасности движения на вверенном участке, за технологическую координацию созданных и создаваемых структур в границах региона, проведение комиссионных осмотров объектов инфраструктуры, взаимодействие с органами власти. Для эффективного выполнения этих функций он наделён теми же полномочиями в границах своего региона, что и начальник дороги.
«Руководитель же магистрали совместно с первым заместителем и главным инженером осуществляют контроль над тем, как дирекция выстраивает свою работу», – отмечают на СЖД.
Как будет организована работа аппарата управления Центральной дирекции инфраструктуры, однозначно сегодня сказать сложно. Однако в ОАО «РЖД» «Пульту управления» сообщили, что дирекция будет сформирована на базе департаментов пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, вагонного хозяйства, управления объектов технологического и коммунального назначения. Кроме того, в состав дирекции войдёт управление механизации, задачами которого являются определение стратегии развития парка путевых машин и координация региональных дирекций производственного блока. Контроль за состоянием, диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры будут проводиться региональными подразделениями создаваемого центра диагностики и мониторинга обустройств инфраструктуры. Территориально они будут располагаться в границах дорог на базе дорожных центров диагностики пути.
Координация и технология работы
Сегодня руководству РЖД необходимо увязать работу большого числа подразделений в рамках единой технологии обслуживания инфраструктуры.
Прежняя система не раз давала сбои, заставляя порой в ручном режиме налаживать технологическое взаимодействие. Организация путевых работ нередко демонстрировала разбалансированность действий ряда подразделений, что сказывалось на общем результате. В рамках же создания дирекции инфраструктуры предстоит практически заново отработать схемы совместной работы как внутри дирекции, так и со смежными подразделениями компании.
Основным инструментом решения этой задачи на сети должен стать регламент взаимодействия.
По словам Геннадия Писарева, заместителя начальника ПривЖД – начальника Приволжской дирекции инфраструктуры, регламент – это правила игры, детальное описание того, кто и за что отвечает. «Отношения между дирекциями будут строиться на финансово-экономических принципах. Не выполнил регламент – неси финансовую ответственность. В настоящее время мы продолжаем разрабатывать регламенты по горизонтальному территориальному взаимодействию с дирекциями и службами ПривЖД. Говорить о чем-либо конкретном сейчас ещё преждевременно. Наши предложения, как и предложения других 16 территориальных дирекций, должны пройти согласование в ОАО «РЖД». Сейчас мы пользуемся планами, сформированными для всей дороги и по всем службам в конце 2010 года на 2011 год, что означает сохранение технологии работы. Когда же будет создана Центральная дирекция инфраструктуры и запущены регламенты вертикального управления, изменения, конечно, произойдут. Дирекция инфраструктуры будет главной, она будет стоять над всеми службами, объединяя их».
По словам Сергея Курдюмова, заместителя начальника СКЖД по реформированию и работе с органами власти, регламент взаимодействия создаваемых вертикалей управления на дорожном уровне разрабатывался при участии дороги. Была создана рабочая группа под руководством первого заместителя начальника СКЖД Валерия Юсупова, на которой обсуждались вопросы корректировки нормативной базы дороги. Принято дорожное положение о дирекции инфраструктуры, штатное расписание, подготовлены документы о передаче функций от служб в дирекцию.
Определённый опыт по выстраиванию горизонтальных и вертикальных связей существует и у других дирекций, созданных в рамках реформирования. Например, Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП) уже в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности в дополнение к действующим регламентам пришлось срочно разрабатывать ряд дополнительных. «Не менее сложным будет отработка этих вопросов при становлении Центральной дирекции инфраструктуры», – считает начальник ЦДРП Алексей Бунин. По его мнению, с учётом опыта работы ЦДРП необходимо с самого начала разработать регламенты её взаимодействия с железными дорогами, дирекциями и филиалами ОАО «РЖД».
Алексей Бунин приводит такой пример. Для ремонта пути выделяется определённое окно. Для того, чтобы в период его предоставления все работы были проведены вовремя и качественно, дирекция тяги обязана предоставить исправные локомотивы. Специалисты по энергоснабжению, которые войдут в дирекцию инфраструктуры, должны вовремя отключить контактные сети, а потом своевременно подключить их, работники дирекции движения грамотно рассчитать время предоставления окна, специалисты эксплуатационного комплекса путевого хозяйства без задержек принять работу, работники ПМС должны точно, в срок и с надлежащим качеством провести ремонт. «Если все участники процесса отработали правильно – главная цель достигнута, наша общая работа увенчалась успехом. Если же хоть одно хозяйство допустило сбой – жди беды. Но для эффективной работы нам всем надо с пониманием относиться к задачам, стоящим непосредственно перед нашими подразделениями, а также делать всё, чтобы «сосед» – будь то служба или дирекция – без помех смог бы выполнить свои работы», – отмечает Алексей Бунин.
Тем не менее, по словам представителей дорог, сегодня уже можно оценить первые итоги создания дорожных дирекций инфраструктуры. Как рассказал начальник Дирекции инфраструктуры СЖД Александр Борецкий, раньше между смежными службами зачастую возникали разногласия, в частности, по отнесению вины за неисправности. «Путейцы кивали на эсцебистов, эсцебисты – на энергетиков и т.д. Теперь это единое хозяйство. Проще стало выявлять причины неисправностей, намечать общие меры по устранению нарушений. Заметно сократился документооборот, стало меньше бюрократии. Общая степень управляемости технологическими процессами значительно выросла», – считает Александр Борецкий.
С другой стороны, руководителям реформируемых хозяйств ещё предстоит найти резервы оптимизации структур, которые переданы в дирекции в рамках реформирования. Например, путеец красит пикетные столбики. Но по действующим нормам выполнить разметку на платформе станции он не имеет права. Это работа других подразделений и специалистов. Хотя банка с краской и кисточкой может быть одна и та же. Получается, что функции двух служб дублируются.
Другой случай: не сработала автоматика стрелочного перевода. На отказ собираются специалисты из служб, которые отвечают за путевое хозяйство, работу электросетей, железнодорожной автоматики и телемеханики. Если случилась серьёзная авария, комиссия необходима. Но если речь идет, скажем, о малодеятельном участке, зачем туда посылать группу специалистов? Оперативнее и экономичнее будет, если предварительную диагностику проведёт кто-то один. Если дефект незначительный, он же может самостоятельно исправить поломку. Аналогичный принцип применяют в ряде частных управляющих компаний, работающих в жилищно-коммунальном комплексе. Бранд-мастера совмещают обязанности сантехника, плотника, электрика, если не требуется выполнять сложных работ, требующих глубокой специализации и навыков.
Кадровый вопрос
Изменение идеологии работы технологического блока компании, переход на финансово-экономические взаимоотношения с другими подразделениями холдинга требует иной квалификации руководителей. В этой связи службы управления персоналом на многих дорогах сегодня заняты поиском специалистов, соответствующих выдвигаемым требованиям, или повышением квалификации существующих кадров. Например, на Приволжской магистрали сейчас проводится работа по укомплектованию аппарата дирекции из числа руководителей служб, вошедших в состав дирекции инфраструктуры.
«Нами представлены в ОАО «РЖД» материалы на десять кандидатов на должности ключевых руководителей Приволжской дирекции инфраструктуры, которым предстоит пройти серьёзные испытания в Москве», – рассказал заместитель начальника службы управления персоналом ПривЖД Алексей Касьянов.
По словам одного из них, экзамен такой сложности ему придётся сдавать второй раз за 26 лет работы на железной дороге. Принимать его будут руководители всех причастных департаментов, каждый из которых может задать вопросы, касающиеся пяти хозяйств, вошедших в состав дирекции инфраструктуры. Далее предстоит собеседование со всеми вице-президентами компании. В случае успеха кандидата ждёт собеседование у президента ОАО «РЖД». Испытания длятся до недели. «Если только пройду, по силам будет улететь хоть в космос на поезде!», – поделился с «Пультом управления» своим мнением один из потенциальных руководителей Приволжской дирекции инфраструктуры.
Ещё одна задача – это повышение квалификации линейных руководителей. Их роль в эксплуатационном процессе в рамках реформы резко возрастает. Поэтому дороги уже начали работу по повышению квалификации этого управленческого звена. Например на ЗСЖД осенью 2010 года руководители структурных подразделений дороги проходили обучение в научно-практическом центре Сибирского государственного университета путей сообщения по программе «Развитие управленческих компетенций и повышение персональной эффективности руководителя в условиях работы холдинга «РЖД».
Коснутся кадровые программы и некоторых рядовых сотрудников дорог. «В связи с организацией Дирекции по инфраструктуре, каких либо сокращений персонала на СКЖД не планируется, – рассказал начальник службы управления персоналом СКЖД Сергей Винчугов.– Естественно, при формировании новой структуры будут проведены оргштатные мероприятия, в результате которых часть работников высвободится. Однако это не значит, что мы с ними расстанемся. У нас действует программа по переподготовке кадров. Так что «на улицу» никто не попадёт. Учитывая особенности рынка труда в нашем регионе, мы обязаны с бережностью относиться к кадрам. Строительство олимпийских объектов создало определённый дефицит рабочих кадров. Поэтому сегодня скорее необходимо говорить не о сокращениях, а об удержании работников. За них идёт конкурентная борьба».
От ручного управления к программно ориентированному
Рубрики: Корпоративное управлениеВ чём принципы архитектуры цифровой компании
Рубрики: Корпоративное управлениеТворческое сотрудничество с Российской экономической школой
Рубрики: Корпоративное управлениеКак происходит цифровизация железнодорожного холдинга
Рубрики: Корпоративное управлениеРЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года
Рубрики: Корпоративное управление