Для советских мальчишек, да и девочек, рождённых в 60–80-е годы, одним из самых желанных новогодних подарков была электрическая модель железной дороги. Те, кому посчастливилось получить подобное сокровище, по праву гордились им. Действительно, в докомпьютерную эпоху это казалось настоящим чудом. Приобреталась она, конечно же, для ребенка, но становилась развлечением для всей семьи. Её очень берегли, хранили в оригинальной упаковке и доставали только по особому случаю,
фото: picture alliance/svensimon/тасс
а сборка и запуск модели превращались в настоящий семейный ритуал. В некоторых семьях игрушечные железные дороги сохранились (и работают!) до сих пор, уже много десятилетий.
ПРОБА ПЕРА
Первые железные дороги общего назначения, как известно, появились в 30-е годы XIX века в Англии и очень быстро получили распространение по всей Европе, а потом и за океаном, в США. Россия не отставала от других стран – первая железная дорога, связавшая Санкт Петербург и Царское Село, была торжественно открыта и запущена в эксплуатацию в 1837 году.
Тогда же появились уменьшенные модели паровозов. Сделанные в Англии игрушечные паровозики даже имели действующую паровую машину. Известно, что внукам немецкого поэта Гёте в 1829 году была подарена копия стафансоновской «Ракеты». Подобный подарок получил и король Испании. В 1835 году в Германии стали продавать бумажные локомотивы и вагоны, потом в качестве материала стали использовать жесть. Первый макет игрушечной железной дороги был создан в 1859 году во Франции для принца Наполеона Эжена Луи Жан Жозефа Бонапарта – сына Наполеона III и императрицы Евгении Монтихо.
фото: imago/united archives/тасс
фото: dpa/picture-alliance/тасс
ТЕОДОР И КАРОЛИНА
Вероятно, отдельные попытки изготавливать миниатюрные модели паровозов, вагончиков и прочего железнодорожного оборудования и инфраструктуры предпринимались и раньше, но факт остаётся фактом: только в 1891 году немецкая фирма Märklin из швабского Гёппингена начала выпуск игрушек железнодорожной тематики в промышленных масштабах.
История самого семейного предприятия, существующего, кстати, и по сей день и занимающего лидирующие позиции в своём сегменте, весьма примечательна. Фирма была основана в 1859 году Теодором Фридрихом Вильгельмом Мэрклином, жестянщиком по профессии, как небольшое кустарное, практически надомное производство по изготовлению кукольных домиков и аксессуаров к ним.
Первоначально в фирме трудились всего лишь два человека – сам глава семьи и его молодая супруга, Каролина, урождённая Хеттих. Каролина при этом занималась совершенно несвойственным для женщин той достаточно патриархальной эпохи делом – она ездила по окрестным городам и предлагала продукцию семейного предприятия заинтересованным лицам. Фактически она стала первой женщиной-коммивояжером.
Такая активная жизнь вовсе не помешала ей родить двоих сыновей. Маршруты её деловых поездок не ограничивались только Швабией – она объездила с образцами изготавливаемых её супругом игрушек всю Южную Германию, а также Швейцарию.
В декабре 1866 года в возрасте 49 лет Теодор Мэрклин скончался, Каролина осталась одна с двумя малолетними сыновьями на руках. Однако она не только не закрыла предприятие, основанное её мужем, но и расширила производство в надежде передать со временем фирму в управление сыновьям. Её расчёт оказался верным. К тому времени, когда сыновья подросли, они получили в управление хоть и небольшую, но вполне жизнеспособную фирму.
Именно старшему сыну Каролины и покойного Теодора Мэрклинов пришла в голову гениальная идея выпускать миниатюрные модели железных дорог и различных сопутствующих аксессуаров. Причём это были не просто игрушки, а действующие сложные механические устройства, не только развлекательного, но и развивающего назначения, что называется – умные игрушки. Одна из первых таких моделей произвела настоящий фурор на Лейпцигской выставке-ярмарке 1891 года и позволила фирме Märklin стать лидером рынка, заложить стандарты качества и стать законодателем мод в отрасли на долгие годы, даже десятилетия. Конечно, у фирмы очень скоро появились многочисленные конкуренты как в самой Германии, так и в других странах. А когда американская фирма Carlisle & Finch в 1897 году выпустила первую электрическую модель железной дороги, конкуренция ещё больше обострилась и приобрела уже международный масштаб. Однако Märklin с честью выдержала все испытания и по-прежнему остаётся лидером отрасли. В своё время именно изделие этой фирмы было приобретено для цесаревича Алексея Николаевича Романова. Железная дорога от Марклинов стала одной из любимых игрушек наследника русского престола.
фото: Максим Синельщиков/ ru.wikipedia.org
КАРЛ ФАБЕРЖЕ
Впрочем, если говорить о железнодорожном моделизме, то тут у России было и своё достижение. Оно представляло и представляет не только историческую, но и художественную ценность, а также является блестящим образцом воплощённой инженерной мысли, удивительного технического и художественного остроумия. Речь об одном из пасхальных яиц работы ювелирной фирмы Карла Фаберже, заказанным в 1900 году императором Николаем II для своей супруги, императрицы Александры Фёдоровны в ознаменование строительства Транссибирской магистрали (Великого Сибирского пути).
«Яйцо с Транссибом» стало по счёту 22-м в коллекции императорской семьи и, безусловно, заслуживает особого внимания. Выполненное из серебра, оно было не слишком богато украшено снаружи, но вот внутри него находился целый железнодорожный состав – паровоз и пять вагонов. Причём это была не просто миниатюрная модель поезда. С помощью золотого ключика можно завести механизм – и поезд приходит в движение. Паровоз выполнен из платины и золота, фары – из бриллиантов, а задние фонари рубиновые. Вагоны сделаны из золота, и каждый из них имеет собственное назначение: на вагонах выгравированы названия: «почтовый», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Поражают мельчайшая детализация и невероятная реалистичность каждого отдельного предмета.
Автором этого замечательного произведения ювелирного искусства был один из ведущих мастеров, на протяжении многих лет сотрудничавший с ювелирной фирмой Карла Фаберже, – Михаил Евлампиевич Перхин (1860–1903). Выходец из карельских крестьян, он после смерти отца приехал в Санкт-Петербург и поступил учеником в ювелирную мастерскую Владимира Финникова. Очень скоро был принят в подмастерья, а в 1886 году получил звание мастера и право на личное клеймо. С 1888 года начал сотрудничество с Карлом Фаберже и открыл при его поддержке собственную мастерскую. В 1891 году Перхин стал купцом 2-й гильдии (то есть его личный капитал превысил 20 тыс. руб. серебром). В мастерской Перхина работали более 50 мастеров-ювелиров. Именно он являлся автором или соавтором большинства шедевров Петербургского филиала ювелирного дома Фаберже, выполненных в период с 1888 по 1903 год. Что касается яйца «Транссибирская магистраль», то оно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в том же 1900 году и вызвало большой интерес. Сейчас это пасхальное яйцо находится в коллекции Оружейной палаты в Москве.
фото: dpa/тасс
фото: Валентин Черединцев/ТАСС
ГЭДЭЭРОВСКАЯ ИГРУШКА
Примерно к середине ХХ века миниатюрные модели железных дорог перестали быть просто развлечением, став одним из предметов коллекционирования. Было разработано и утверждено несколько основных стандартов масштаба моделей. Коллекционеры объединяются в клубы и периодически проводят различные выставки и форумы международного уровня.
К этому времени, а именно в 1949 году, на рынок вышла ещё одна немецкая компания – PIKO Spielwaren GmbH. Она была основана в городе Хемнице, а название сложилось из начальных букв слов PIonier и KOnstruktionen. Компания стала лидером производства миниатюрных железных дорог ГДР, затем переехала в Зоннеберг, известный большим количеством производителей игрушек для детей.
В 1960–1980-е годы PIKO была основным экспортёром товаров железнодорожного моделизма и детской железной дороги, в том числе в СССР. В 1992 году компания была переименована в PIKO Spielwaren GmbH. До 1997 года фабрика производила только профессиональные модели локомотивов, пассажирских и товарных вагонов, а с 1997 года начинает производство стартовых наборов, которые предназначены для сборки целой дороги: в комплекте есть подвижной состав, система управления и набор путей различной конфигурации.
Железная дорога стала частью игровой культуры – движущиеся электрические поезда прошли техническую эволюцию и продолжают совершенствоваться, фиксируя и транслируя определённые культурные ценности. Игрушечная железная дорога является важным элементом социализации детей.
Детские железные дороги всегда яркие и функциональные, Многие родители с удовольствием играют с малышом, весело запуская по рельсам игрушечный паровоз с вагонами. «Но и сама сборка игрушечной железной дороги – это опыт работы в экономике. Собирая дорогу, ты становишься впервые экономическим субъектом, тем, кто понимает хоть как-то, что такое «капитал», «оборот» и другие понятия. Ты осваиваешь политическую экономику буквально пальцами. Но одноврменно ты застываешь над железной дорогой и заворожённо смотришь, как паровоз катит раскрашенные вагоны», – пишет куртуролог Александр Марков.
Дмитрий Пучков
фото: dpa/тасс