Из-за возрастающей конкуренции за рабочую силу руководителям всех уровней приходится в постоянном режиме заниматься вопросами мотивации. Это необходимо, чтобы сохранить квалифицированный персонал. Конечно, невозможно предложить каждому сотруднику свою мотивацию, но сделать её комплексной, сочетающей материальные и нематериальные стимулы, очень важно.
Заработная плата, бесспорно, была и остаётся основным мотивирующим фактором для каждого работника, а также регулятором социальной стабильности в трудовых коллективах. Действующая в ОАО «РЖД», в том числе и на ЗСЖД, система мотивации труда разносторонняя и позволяет находить подходы к работникам, побуждает трудиться с отдачей через дополнительные или единовременные премии, стимулирующие надбавки за классные звания, профессиональное мастерство,
фото: 123rf/legion-media
уровень квалификации, выполнение дополнительного объёма работы, совмещение профессий. Только на нашей дороге разработано 30 положений о дополнительном премировании, а всего их более 50.
Среди наиболее эффективных можно отметить дорожные соревнования среди участников узловых рабочих групп, комплексных диспетчерских смен, по результатам комиссионных осмотров начальника дороги, по вопросам бережливого производства, рационализаторской деятельности.
Мотивация имеет своё полезное действие: по вопросам инженерной деятельности результаты дороги – на передовых местах, динамично улучшается показатель функциональной безопасности.
В текущем году на железной дороге впервые подведены итоги по вопросам соблюдения норм трудового законодательства и нормативных документов ОАО «РЖД». На дороге улучшен уровень риска негативных последствий, дорога из «жёлтого» – среднего уровня риска перешла в «зелёный» – умеренный (предшествует «серому» – с нулевым уровнем риска), снижен удельный показатель количества нарушений, приходящихся в среднем на одну проверку, на 30%, и показатель продолжает улучшаться.
Ярко выраженной мотивацией стало признание заслуг в виде отличительных знаков, при вручении которых железнодорожники получают ещё и премию. С начала этого года почти 3,5 тыс. работников магистрали поощрены за высокие достижения в труде и безопасность движения наградами начальника дороги. На железной дороге разработаны положения на 50 отличительных наград и знаков. Высшая дорожная награда – знак «Почётный работник Западно-Сибирской железной дороги». Его начиная с 2014 года удостоены 410 работников. В 2023 году утверждены знаки «За заслуги перед Западно-Сибирской железной дорогой» I, II степени. Их получили 15 работников магистрали.
ПООЩРЕНИЕ НЕРАВНОДУШНЫХ
На дороге много внимания уделяется здоровому образу жизни работников, волонтёрской и наставнической деятельности, воспитанию культуры, сохранению и приумножению традиций и ценностей. Чтобы поддержать бескорыстное желание оказывать помощь тем, кто в этом остро нуждается, на ЗСЖД предусмотрели поощрение.
С большим уважением относятся к работникам, передающим свой опыт, мастерство и преданность железнодорожной профессии. В 2015 году был учреждён знак «Трудовая династия Западно-Сибирской железной дороги». За 10 лет знак вручён 49 семьям железнодорожников, чей трудовой стаж превысил 200 лет. Ежегодно на Западно-Сибирской железной дороге поощряют свыше 20 сотрудников за наставническую деятельность. С 2018 года на дороге учреждено звание «Лучший наставник на Западно-Сибирской железной дороге». За шесть лет награды удостоены 192 человека.
СЛОВО ЗА РАБОТНИКАМИ
В текущем году был проведён опрос среди сотрудников ЗСЖД, посвящённый режиму труда. По отзывам, большинству работников очень важно соблюсти баланс рабочего времени и личной жизни, иметь свободное время, которое они могли бы провести с семьёй, заняться спортом, здоровьем, несмотря на занимаемые должности. С учётом пожеланий работников был изменён распорядок рабочего дня (в пятницу сокращено время работы на 1 час за счёт сокращения обеденного перерыва), что позволило повысить уровень удовлетворённости работников.
Исходя из опроса, активно ведётся работа по пересмотру показателей премирования, оценке наград и поощрений работников, которые должны оказать положительное влияние на удовлетворённость сотрудников факторами, связанными с их доходами и признанием.
Любые методы мотивации становятся привычными для работников. Но исходя из реалий сегодняшнего дня, мы периодически пересматриваем их, разрабатываем новые, а некоторые просто отменяем как неработающие.