Компанией «РЖД» реализуется масштабная программа модернизации Восточного полигона. Для обеспечения бесперебойности перевозочного процесса филиалы, осуществляющие обслуживание и ремонт устройств инфраструктуры, ищут новые оптимальные решения по проведению работ.
ДНЁМ И НОЧЬЮ
С 2018 года в РЖД внедрена прогрессивная сквозная технология управления перевозочным процессом. Предоставление «окон» по поездо-участкам Восточного полигона для обслуживания объектов инфраструктуры производится в соответствии с утверждённым графиком предоставления створов технологических «окон». Выполнение работ планируется преимущественно в технологические перерывы в графике движения поездов.
Объёмы и действующая технология выполнения работ
фото: Максим Каширин/ пресс-служба ОАО «РЖД»
по техническому обслуживанию и ремонту устройств и сооружений инфраструктуры на путях следования остаются неизменными, в то же время весь объём работы надо выполнить в сжатый период времени.
Начало и окончание створов в основном приходятся на ночное время суток, когда снижается плотность движения поездов. Однако изменение соотношения дневных и ночных «окон» в сторону увеличения ночных требует соответствующего изменения режима труда и отдыха работников (нужен специальный учёт межсменного отдыха и времени на вынужденные перерывы в работе с момента окончания ночного «окна» до окончания смены).
Кроме того, место работ должно быть освещено в соответствии с нормами по ГОСТу, а также необходимо дополнительно учитывать время на доставку, развёртывание, снятие и контроль за работой световых башен.
Эти особенности чрезвычайно важны для организации труда и оценки трудозатрат работников, обслуживающих инфраструктуру Восточного полигона. При этом из-за особенностей такого графика отдельные подразделения инфраструктурного блока ощущали дефицит персонала.
НОВАЯ МЕТОДИКА
Приняв во внимание актуальность задачи, Центр организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» (ЦОТЭН) в 2024 году взял на себя обязательства и разработал «Временную методику определения дополнительной нормативной численности работников хозяйств пути и сооружений, автоматики и телемеханики и электроснабжения для содержания и ремонта объектов инфраструктуры в ночное время суток». Документ получил положительную оценку первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» Роспрофжел.
Проект документа был протестирован в производственных условиях Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог в хозяйствах пути и сооружений, автоматики и телемеханики и электроснабжения в 76 структурных подразделениях, где начало и окончание технологических створов в основном приходятся на ночное время суток. Временная методика предназначена для расчёта дополнительной нормативной численности работников следующих профессий: монтёры пути, сигналисты, электромеханики, монтёры по обслуживанию и ремонту инфраструктуры, электромонтёры по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки, электромеханики, электромонтёры контактной сети.
С 2025 года согласно Временной методике, разработанной ЦОТЭН с целью соблюдения требований Трудового кодекса РФ с учётом специфики выполнения работ с ограничением по времени, подразделения ОАО «РЖД», соответствующие установленным критериям, могут рассчитывать на дополнительную численность к действующему штату работников, что позволит выполнять заданный объём работ в установленные сроки.