Высшая инженерная школа Российского университета транспорта (МИИТ) развивает новую образовательную модель для получения студентами практического опыта по специальности. Во все учебные планы специалитета и бакалавриата внедрена дисциплина «Проектная деятельность», под руководством наставников из индустрии студенты решают актуальные производственные задачи. В первом семестре текущего учебного года большой пласт проектных инициатив связан с цифровизацией процессов на железнодорожном транспорте. Подробнее об этих разработках «Пульту управления» рассказала руководитель образовательных программ Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ) Ольга Проневич.
– Сколько проектов в этом семестре в работе у студентов?
– Для разработки студентам предложено более 50 проектных задач, 27 из которых инициировали отраслевые предприятия и компании – ОАО «РЖД», АО «Желдорреммаш», федеральное автономное учреждение
фото: 123rf/legion-media
«Единый научно-исследовательский и проектный институт пространственного планирования РФ», АО «Росжелдорпроект», Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, ГУП «Московский метрополитен», Корпоративный университет Транспортного комплекса.
– Какие филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД» подготовили задания для студентов?
– В этом семестре среди наших железнодорожных партнёров – Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), Дирекция по эксплуатации путевых машин Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ), Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ), Центральная дирекция управления движением (ЦД), Центр стратегического развития ЦДИ.
– Кто выступает в качестве наставников?
– В числе наставников – представители ЦФТО, ЦДИ, ЦМ. Эксперты постоянно поддерживают связь со студентами: каждые две недели проходят видеосозвоны, подопечные показывают свои наработки, а наставники дают важные комментарии, которые помогают продвигаться проекту. Также были организованы выездные встречи. Например, студенты программы «Цифровизация транспортных процессов» для работы над своим проектом обследовали три железнодорожные станции МЖД.
– Можно ли классифицировать проекты по специфике разработки?
– Условно все проекты можно разделить на три группы: дашборды (графические отчёты с данными в виде схем, таблиц или графиков); модели анализа текстов, основанные на LLM-технологиях, лежащих в основе GPT-chat; IT-сервисы для управления данными в режиме реального времени.
– Какие тренды в области цифровизации находят отражение в проектах студентов?
– Использование больших лингвистических моделей, работа с картами, графическое представление больших данных, микросервисная архитектура приложений.
– Какие современные технологии использовали студенты для решения тех или иных проектных задач?
– Они работали с широким технологическим стэком. Основной язык бэка – python, базы данных на PostgreSQL, фронт на JS. Хотелось бы также отметить использование следующих фреймворков и библиотек: Flask, jQuery, nodeJS, docker, NetworkX, neo4j, dj.
Подчеркну, что с этими технологиями студенты знакомятся во время обучения. 80% наших преподавателей имеют основное место работы в коммерческой сфере или госсекторе (в том числе на железнодорожном транспорте), они занимаются разработкой IT-продуктов. Педагоги адаптируют содержание своих учебных программ с учётом потребностей современного IT-рынка. Дополнительно в рамках дисциплины «Проектная деятельность» за каждой учебной группой закреплено несколько преподавателей – аналитиков, разработчиков программного обеспечения, DS-специалистов и даже маркетологов. Такой подход позволяет ребятам получить актуальные, востребованные знания, которые они используют в том числе в ходе работы над проектами.
фото: РУТ (МИИТ)
– Расскажите о задачах, которые решали студенты.
– Все проекты актуальны и по-своему интересны (какие-то из них уже завершены, другие будут развиваться в следующем семестре). Так, например, проект «Компас стратегических целей» имеет большую значимость не только для основного заказчика – Центра стратегического планирования Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», но и для всех крупных компаний, деятельность которых регулируется множеством законодательных документов. Таким предприятиям важно эффективно распределять ресурсы для достижения целей, которые ставят перед ними общество и государство. Сами студенты-разработчики описали свою задачу так: «Руководителям и специалистам компании «РЖД» и Центральной дирекции инфраструктуры, занимающимся стратегическим планированием и управлением проектами, необходимо помочь решить проблему анализа и отслеживания взаимосвязей между большим количеством документов». В этом проекте ребята используют технологии, лежащие в основе популярного сейчас GPT-chat (чат-бот с генеративным искусственным интеллектом).
Студенты другого проекта, инициированного Центром организации дорожного движения Москвы, решают задачи оценки стоимости использования платных дорог столицы. Существенное внимание ребята уделяют удобству пользователей, реализуя графический интерфейс работы с картой.
Для АО «Желдорреммаш» студенты начали разрабатывать проект «Умный аудит», в задачи которого изначально входило фиксирование результатов аудита производственных процессов и визуализации итоговых оценок. Сейчас этот проект развивается и, я думаю, перерастёт в полноценную Автоматизированную систему управления качеством на предприятии.
В этом семестре будет завершён проект «Рейтинг основа», который планируется к реализации Центром фирменного транспортного обслуживания в течение ближайших двух-трёх лет. Речь идёт о создании web-сайта, с помощью которого можно вести сбор, анализ и оценку новаторских предложений сотрудников ЦФТО. В рамках проекта студенты автоматизировали процессы подачи заявок, а также сформировали итоговый рейтинг новаторских предложений (по итогам оценок экспертной комиссии ЦФТО).
Для Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом в этом году будут завершены проекты, связанные с формирование дашбордов.
– Можно ли расширить студенческие проекты в масштабах отрасли?
– Да, ряд проектов потенциально можно тиражировать (это, например, упомянутые ранее работы «Компас стратегических целей» и «Умный аудит»). Есть также проекты, созданные по заказу Единого научно-исследовательского и проектного института пространственного планирования РФ, связанные с распознаванием изображений, эта тематика будет интересна и другим компаниям.
Есть и проекты без конкретных заказчиков. Их цели формулируют сами студенты, уверенные в том, что выбранные проблемы актуальны для большого мира, а решение найдёт своего потребителя. Например, об одном из таких проектов ребята пишут следующее: «Проект является инициативным, потенциальными заказчиками могут быть транспортные и/или иные предприятия, а конечными пользователями будут являться системные администраторы данных предприятий». Суть этой разработки заключается в автоматизации процессов проверки состояния локальной сети предприятия. Данное решение может заинтересовать малый и средний бизнес, для которого нецелесообразно пользоваться услугами IT-гигантов или готовыми иностранными продуктами.
– Есть ли отзывы представителей компаний о первых результатах работы студентов?
– В ноябре у нас произошло большое событие – экспертный аудит проектов, на котором присутствовали представители всех компаний-заказчиков студенческих проектов, всего более 40 человек. Они отметили сильные стороны некоторых работ. Так, например, преимущество проекта «НейроТексты» (по заказу ЦДИ) – описание преимуществ при автоматизации процессов генерации текстов для проверки знания сотрудников рабочих специальностей. Проект «Дашборд ЦМ» нагляден и понятен заказчику (ЦМ) за счёт включения интерактивных графиков и таблиц.
– Когда проекты будут полностью завершены?
– Финальное представление результатов по проектам состоится в конце декабря. Однако часть проектов будет доработана в следующем семестре. Традиционно завершение всех проектов и представление разработок заказчику состоится в начале лета в формате большого делового мероприятия.
– Будут ли эти проекты реализованы?
– Все проекты имеют для наших заказчиков прикладное значение, они ждут результатов, для того чтобы тем или иным образом использовать их в своих рабочих процессах. У нас были примеры, когда компании на лето трудоустраивали студентов к себе, чтобы они за этот срок внедрили на их производстве своё решение. Некоторые компании самостоятельно внедряли предложенные решения, а были и те, для которых результат проекта послужил стимулом для более глобального подхода к решению той или иной задачи.
Беседовала Юлия Антич