С января по ноябрь по сети ОАО «РЖД» перевезено порядка 7,2 млн ДФЭ контейнеров во всех видах сообщения, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты рынка полагают, что в конце декабря рекорд прошлого года в данном сегменте будет побит.
Во внутреннем сообщении отправлено 2,8 млн ДФЭ
фото: Сергей Гусев/пресс-служба ОАО «РЖД»
(увеличение на 3%). По данным ОАО «РЖД», количество гружёной тары, отправленной во всех видах сообщения, выросло на 6%, до 5,3 млн ДФЭ.
Наибольший объём перевозок зафиксирован в следующих сегментах: химикаты и сода (735,7 тыс. ДФЭ), лесные грузы (532,3 тыс. ДФЭ), автомобили и комплектующие (467,8 тыс. ДФЭ), химические и минеральные удобрения (460,6 тыс. ДФЭ), метизы (406,6 тыс. ДФЭ).
Как отмечает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, растущие перевозки перечисленных номенклатур связаны с общей динамикой по перевозкам данных товаров. Кроме того, меняются и потребности клиентов, для которых контейнерные отправки удобнее.
«В части перевозок строительных грузов есть тенденция к определённому замедлению, особенно в сегменте внутрироссийских перевозок», – уточняет эксперт.
Сегодня основными драйверами роста отправок в контейнерах являются удобрения (в 1,7 раза), продукты перемола (в 1,5 раза), зерно (+20%) и строительные грузы (+19%). При этом рост обеспечен в том числе существенным увеличением доли в транзитных перевозках (+57,3% год к году), которые приросли за счёт увеличения отправок удобрений из Белоруссии, сообщает и.о. первого заместителя начальника ЦФТО ОАО «РЖД» Ирина Ажикина.
«Хорошие темпы роста обязаны транзиту: из-за кризиса в Красном море контейнерный поток из Китая в Европу начал переключаться на прямые железнодорожные маршруты через территорию России», – подчёркивает старший аналитик Центра ценовых индексов Роман Шагалов.
Опрошенные эксперты рынка сходятся во мнении, что по итогам 2024 года рекорд прошлого года по объёмам контейнерных перевозок будет побит. Так, в прошлом году показатель перевозок по сети ОАО «РЖД» во всех сообщениях достигал 7,4 млн ДФЭ гружёных и порожних контейнеров.
Особенно позитивной динамика контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД» была в начале этого года. Этому поспособствовали и появление новых контейнерных сервисов, и то, что грузоотправители удобрений и продукции АПК наращивали контейнеризацию, уточняет Роман Шагалов.
Как пример он приводит статистику: «По итогам I квартала отправки выросли более чем на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года». В середине года контейнерные перевозки по железной дороге прирастали в среднем на 7–8% год к году». Однако к концу этого года позитивную динамику сохранить не удалось, отмечает он.
По данным экспертов, в октябре – ноябре отправки контейнеров просели из-за нескольких факторов, в том числе макроэкономической ситуации и перегруженности железнодорожной инфраструктуры. Объёмы перевозок за 11 месяцев года были бы существенно выше, «если бы соответствующим образом шла заадресовка порожних платформ в адрес терминалов, где происходит избыточное накопление импортных контейнеров», подчёркивает Михаил Бурмистров.
При этом эксперт назвал несомненно позитивной схему перевозок контейнеров в полувагонах, которая уже продемонстрировала результативность при вывозе тары с импортными грузами из дальневосточных портов. «Она позволила уменьшить поток порожних полувагонов. Но вместе с тем увеличилось и общее время доставки контейнерных грузов», – отметил он.
«Рекорд прошлого года по объёму контейнерных перевозок, безусловно, будет побит», – резюмирует Роман Шагалов.
Ольга Шелкова