Уходящий год стал для пассажирского комплекса показательным: россияне и гости страны предпочитали передвигаться поездом и на отдых, и в командировки, и в познавательные путешествия. Хорошие показатели продемонстрированы как дальнем, так и в пригородном сообщении.
фото: Аркадий Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
На прошедшем 12 декабря текущего года Пассажирском форуме «PRO//Движение», организованном ИД «Гудок», заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников сообщил: ожидается, что по итогам 2024 года холдинг перевезёт порядка 1 млрд 270–275 млн пассажиров.
Ранее в рамках Транспортной недели генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров говорил, что компания по перевозкам пассажиров установит 15-летний рекорд (в 2009 году перевезли 1,13 млрд человек).
ПЛАВНЫЙ РОСТ
В течение года перевозки росли как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении. В среднем показатели варьировались от 4,1% до 6,4% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. При этом в дальнем следовании максимальный рост пришёлся на март – 14,3%, а в пригородном сообщении на июль – 11,4%.
За 11 месяцев текущего года в пригородном сообщении перевезено более 1 млрд 60,6 млн пассажиров (+7,6%), в дальнем следовании – 117,9 млн (+4,7%).
ДОСТУПНО ВСЕМ
В том числе за январь – ноябрь 2024 года в поездах дальнего следования перевезено более 407,3 тыс. маломобильных пассажиров, что на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Для нас принципиально сформировать безбарьерное пространство от момента, когда пассажир попадает на вокзал, до момента, когда он заканчивает путешествие. Более чем на 10 тыс. вокзалов и остановочных пунктов РЖД можно воспользоваться услугами центров содействия мобильности (ЦСМ), куда маломобильные пассажиры могут обратиться по телефону. Их встретят, обеспечат комфортное проследование на вокзал и посадку на поезд. Создаются залы ожидания ЦСМ, а нарастающим итогом их будет уже 54, и эта работа будет продолжена», – сообщил Иван Колесников в ходе встречи с представителями общественных объединений инвалидов.
Вокзальные комплексы Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) и Центральной дирекции пассажирских обустройств (ЦДПО) пополнились зонами ожидания для маломобильных пассажиров. Так, у ДЖВ в этом году такие пространства открылись на вокзалах Анапа, Минеральные Воды, Иркутск-Пассажирский, Курган, Хабаровск, Брянск-Орловский, Курск, Орёл, Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Воронеж, Белгород и Новосибирск-Главный. Таким образом, залы ЦСМ функционируют уже на 30 вокзалах дирекции.
У ЦДПО в этом году тоже прорыв – появились 13 зон ожидания на малых станциях и вокзалах: Озеро Карачинское, Томск-2, пригородный вокзал Ростов-главный, Вязьма, Юдино-2, Можга, Балезино, Верхний Уфалей, Луга-1, Курган, Волховстрой-1, Ишим, Апатиты. Ожидается до конца года открытие ещё трёх. Всего в дирекции будет 21 такое пространство.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ОБНОВЛЯЕТСЯ
Постепенно омолаживается подвижной состав. Сейчас средний срок службы вагонов в дальнем следовании составляет около 12,5 года, есть и более возрастные – от 18 лет. При этом холдинг в этом году закупил порядка 530 современных вагонов для поездов дальнего следования. Идёт обновление подвижного состава в пригородном сообщении – приобретено более 300 вагонов.
«Пассажир всегда открыто принимает обновление подвижного состава. И данная динамика, безусловно, будет продолжаться», – сказал Иван Колесников на форуме.
ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ГОДА
Пассажиры в этом году получили услугу «Лист ожидания», которая оказалась весьма востребована.
По словам начальника Департамента пассажирских перевозок Николая Костенко, за полгода с начала запуска было получено более 1,8 млн заявок на проездные документы. Более 300 тыс. пассажиров приобрели по ним билеты.
«Холдинг продолжит развивать сервис и в 2025 году добавит возможность автоматического выкупа билета после согласия пассажира», – добавил Николай Костенко.
Кроме того, в периоды повышенного спроса на билеты можно воспользоваться услугой «Пересадка внутри поезда».
Ещё один важный сервис появился для путешественников с животными. Так, теперь при оформлении проездных документов в приложении «РЖД Пассажирам» можно заполнить «профиль питомца», указав его вид, описание и кличку, чтобы проводник вагона был проинформирован о перевозке конкретного животного.
Также мобильное приложение «РЖД Пассажирам» установили на свои устройства более 500 тыс. пользователей. В ближайшее время в нём станет возможна онлайн-покупка билетов на пригородные поезда, также постепенно будут появляться и другие функции.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТУРИЗМ
В 2024 году холдинг «РЖД» предложил путешественникам 91 туристический маршрут – 59 дальнего следования, 32 пригородного сообщения по 46 регионам страны.
Прирост относительно прошлого года по перевозке туристов, по предварительным данным, составляет порядка 20%. По итогам года ожидается перевезти более 1,1 млн путешественников.
За летний период 2024 года (апрель – сентябрь) туристическими поездами воспользовались более 650 тыс. пассажиров, (+14 % к 2023 году), при этом рынок туризма вырос на 12%.
Флагман железнодорожного туризма «Рускеальский экспресс» за пять лет (с 2019 года) курсирования перевёз более 1 млн путешественников.
Один из популярных круизных маршрутов – туристический поезд «Жемчужина Кавказа» – с 2021 года перевёз более 12,3 тыс. туристов. Он привлекает путешественников современным подвижным составом (19 вагонов), в который в этом году включили новый вагон-СПА, в нём также есть вагон-душ, три вагона-ресторана и вагон-зал, зона ресепшен.
Железнодорожный туризм динамично развивается. Бизнес-сообщество и туроператоры позитивно оценивают туристические продукты холдинга.
Также РЖД продолжат развивать зарубежные направления. Сейчас туристические поезда ходят в Абхазию и Белоруссию. Прорабатываются маршруты в Узбекистан и Северную Корею.
ДЕКАБРЬСКИЕ ПОДАРКИ
Новый вагон для маломобильных пассажиров в составе фирменного поезда № 12 «Премиум» сообщением Москва – Анапа был представлен 3 декабря. В нём четыре просторных специализированных купе, полки в которых расположены параллельно окнам, широкий коридор для комфортного передвижения инвалидов на колясках, установлены крепления для костылей, удобные столики и поручни, расширена туалетная комната.
Для посадки и высадки пассажиров установлены автоматические подъёмники, а для слабовидящих людей размещены таблички со шрифтом Брайля.
19 декабря возобновилось курсирование поезда «Аврора» в двухэтажном исполнении. Он состоит из 15 вагонов на 1200 мест. В их число входит один купейный, один СВ и вагон-ресторан. Остальные вагоны – с местами для сидения, включая 60 мест бизнес-класса. Время в пути составляет порядка 5,5 часа.
Первый модернизированный «Сапсан» отправился в рейс 23 декабря. В интерьере, выполненном из отечественных компонентов, появилось светодиодное освещение с регулировкой в зависимости от времени суток, обновлено ковровое покрытие, установлены кулеры с питьевой водой, а в тамбурах теперь есть опорные стойки. В вагонах эконом-класса заменили обивку кресел и добавили розетки и USB-разъёмы. В купе-переговорной первого класса установили новые диван и стол со встроенной беспроводной зарядкой. А в бизнес-классе заменили кресла на новые с обивкой из натуральной кожи, розетками для USB-зарядки, подстаканниками и держателями для мобильных устройств, а также оборудовали два купе-сьют. В семейном классе создали специальную игровую зону для досуга детей во время поездки. Кстати, с 15 декабря 2024 года количество мест для пассажиров с питомцами увеличилось на «Сапсанах» – с 7800 до 14 040, на «Ласточках» – с 1800 до 2760.
Надежда Кожухова
фото: Михаил Пермин/ИД «Гудок»