Учиться и приносить  пользу людям
Светлана Мусич
Светлана Мусич
главный эксперт Департамента социального развития ОАО «РЖД»

Учиться и приносить пользу людям

Новый подход к решению социальных задач
ОАО «РЖД» и Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) стали одними из первых, кто принял участие в реализации федеральной программы «Обучение служением». Программа инициирована президентом РФ Владимиром Путиным и разработана Ассоциацией волонтёрских центров совместно с Высшей школой экономики при поддержке Росмолодёжи и Министерства высшего образования.

«Обучение служением» – это образовательный проект, в ходе которого студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. Программа воспринимается в контексте Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
фото:  123rf/legion-media
и 16-го пункта этого документа о «реализации потенциала каждого человека, развитии его талантов, воспитании патриотичной и социально ответственной личности».

В 2023/24 учебном году программа в пилотном режиме была внедрена в 135 вузах и пяти колледжах в 63 регионах страны. Участниками программы стали более 52 тыс. студентов и 1300 преподавателей. С начала учебного года студенческие команды реализовали почти 900 социальных проектов.

На данный момент в России существует успешная практика внедрения методики «Обучение служением» по разным направлениям не только для социо­гуманитарных, но и для инженерных, медицинских и других специальностей. Среди примеров проектов, в которые вовлечены студенты, – изготовление бионических протезов людям с врождёнными особенностями и ампутациями; разработка коллекций одежды для маломобильных граждан; онлайн-сервис для подбора питомцев из приютов; создание рациона суточного питания в суровых климатических условиях; навигатор по социальным, культурным и образовательным учреждениям Москвы для маломобильных граждан; разработка экспресс-теста на коронавирус с точностью системы более 90% и многое другое.
2_33.jpg
фото: омгупс

v.jpg
фото: омгупс
Департамент социального развития ОАО «РЖД» выступил социальным заказчиком, а студенты ОмГУПСа – исполнителями. Перед студентами была поставлена задача провести социологическое исследование среди молодёжи (школьники и студенты от 14 до 25 лет), в ходе которого требовалось изучить запросы респондентов и их ожидания от работодателей. Студенты должны были проанализировать выявленные тенденции и прогнозируемые приоритеты молодых людей при трудоустройстве, а также сопоставить льготы и гарантии, предоставляемые крупнейшими российскими работодателями в условиях дефицита трудовых ресурсов.

«Вуз должен принимать активное участие в развитии региона и страны в целом. Кроме того, включение в процесс обучения реальных социальных задач, сформированных ситуацией «здесь и сейчас», в нашем случае потребностью работника и работодателя, особенно ценно. Проекты, которые мы сегодня реализуем совместно с компанией «Российские железные дороги», направлены на то, чтобы помочь студентам определиться с выбором надёжного работодателя», – подчеркнул ректор ОмГУПСа Сергей Овчаренко.

В рамках исследования были опрошены более 2500 студентов 12 колледжей и вузов в границах Западно-­Сибирской железной дороги. Выяснилось, что молодёжь этого региона больше всего ценит в работе стабильную заработную плату и возможность карьерного роста. Респонденты выразили желание работать в крупной компании, а социальные гарантии и льготы в рамках Коллективного договора оценивают как важное преимущество при трудоустройстве.

Среди вопросов был и такой: с чем ассоциируется у вас ОАО «РЖД»? Студенты чаще всего выбирали варианты ответов: «стабильность», «путешествие», «успех».

«Как один из самых крупных работодателей в России ОАО «РЖД» формирует социальную политику компании через призму заботы о каждом работнике. Расставляя приоритеты в развитии социальной сферы, мы ориентируемся на мнение тех, кто трудится в холдинге. Однако учитывая вызовы времени, нам именно сейчас важно понимать, какие привилегии ценны и важны молодым людям при трудоустройстве», – отметила начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева. По её словам, в компании ждут целе­устремлённых и инициативных молодых специалистов, поэтому важно было получить обратную связь и понять, что молодёжь ждёт от работодателя.

Внутри компании постоянно проводятся социологические исследования, анализируются интересы и потребности сотрудников, на основании которых разрабатываются целевые корпоративные социальные проекты, адресные преференции железнодорожникам.

«Обучение служением» – это подход, который объединяет образование и общественно-полезную деятельность в единый процесс. Учитывая положительный опыт от реализации пилотного проекта, Департамент социального развития во время Третьего форума социального благополучия ОАО «РЖД», который прошёл в Красноярске 25–26 июля, проинформировал филиалы и дирекции холдинга «РЖД» о возможностях федеральной программы «Обучение служением». И на портале ДОБРО.рф уже размещено девять заявок на реализацию социально значимых проектов холдинга, среди которых создание курсов для повышения цифровой грамотности пенсионеров ОАО «РЖД», разработка сурдопереводчика для объектов железнодорожной инфраструктуры.
Сделано своими руками
Юля Чемерова, начальник отдела кадровой политики и развития профессиональных компетенций Департамента капитального строительства ОАО «РЖД»,

Строители-железнодорожники стали лидерами международного чемпионата

Рубрики: Люди дела

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу
Джим Лоулесс
«Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу». Издательство «БОМБОРА» 2023 год
Драйв: Что на самом деле нас мотивирует
Дэниел Пинк
«Драйв: Что на самом деле нас мотивирует». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru