Сегодня Новосибирск – третий по численности населения город страны, один из крупнейших научных и промышленных центров России. Этот город возник исключительно благодаря Транссибу, или, как называлась эта грандиозная железная дорога первоначально, Великому Сибирскому пути.
Решение о строительстве магистрали было принято в 1891 году. Дорога должна была связать европейскую и азиатскую части Российской империи и, став частью мировой железнодорожной сети, обеспечить сухопутное сообщение
фото: иван шаповалов/пресс-служба оао «ржд»
между западноевропейским побережьем Атлантического океана и Тихоокеанским регионом на востоке континента.
ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИ
фото: ru.wikipedia.org
фото: тасс
фото: максим каширин/пресс-служба оао «ржд»
На пути будущей трассы была непроходимая тайга, горы, болота и несколько крупных полноводных рек. Одна из них – Обь, через которую необходимо было построить железнодорожный мост.
С одной стороны железная дорога шла от Челябинска через Омск до левого берега Оби, с другой – от Красноярска к правому берегу Оби. При этом по обоим участкам железной дороги уже открылось временное движение, а пока шло строительство моста через Обь, сообщение осуществлялось посредством паромной переправы, а в зимний период – по временной ледовой дороге, по которой были уложены железнодорожные пути. Для обеспечения строительства и осуществления железнодорожных перевозок возникло поселение под непритязательным названием Новая Деревня. История сохранила даже точную дату основания этого образования – 30 апреля 1893 года. Однако очень скоро, уже в 1894 году, Новая Деревня была переименована в поселок Александровский (в честь императора Александра III, инициатора строительства Транссиба), а ещё через год, в 1895 году, посёлок получил название Новониколаевский (в честь вступившего к тому моменту на трон императора Николая II). На картах же это небольшое поселение ещё долгое время именовалось просто Обь – по названию реки. Берега Оби при этом стали как бы границей между двумя крупными участками Транссиба – Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железными дорогами.
СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА СОВПАЛО С РОЖДЕНИЕМ ВОКЗАЛА
Практически сразу же после начала строительства железнодорожного моста через Обь длиной 858 м в 1893 году было построено и здание станции – временный, очень скромный и даже аскетичный одноэтажный деревянный вокзал. По мере продолжения строительства, разрастания посёлка и увеличения объёма перевозок возрастала нагрузка на вокзал и сопутствующую ему инфраструктуру.
В 1897 году вокзал был перестроен, в нём появились багажное отделение, залы ожидания разных классов, почта, телеграф и даже буфет. В 1906 году была добавлена двухэтажная каменная пристройка, а в 1914 году – ещё одна, с другой стороны основного здания вокзала.
Изменилось и название станции: с 1909 года посёлок и находящийся на его территории вокзал стал называться Новониколаевск-1-Пассажирский. Посёлок постепенно стал городом. Если в момент основания в нём насчитывалось около 600 жителей, то к началу ХХ века его население составляло уже 15 тыс. человек, а к 1914 году выросло до 60 тыс.
За 20 лет своего существования бывший крохотный посёлок стал не только крупной узловой железнодорожной станцией, но и важнейшим центром целого региона огромной страны. Уже тогда назрела необходимость реконструкции вокзала, так как он теперь с большим трудом справлялся с возросшей нагрузкой. Однако тут вмешались глобальные исторические процессы – Первая мировая война, последовавшие за ней революции, становление молодой Советской республики. В 1926 году Новониколаевск получил своё нынешнее имя – Новосибирск.
К вопросу реконструкции вокзала удалось вернуться лишь в период индустриализации, в самом конце 20-х годов ХХ века. Справедливо полагая, что город, население которого к тому моменту уже превысило 100 тыс. человек, не сможет самостоятельно решить вопрос строительства нового вокзала, городские власти Новосибирска совместно с администрацией Омской железной дороги обратились с просьбой о разработке проекта в Московское архитектурное общество.
ВСЕСОЮЗНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
фото: максим каширин/пресс-служба оао «ржд»
Был объявлен всесоюзный творческий конкурс, на который было представлено 45 оригинальных архитектурных проектов. Из них 13 дошли до финала и получили высокую оценку жюри (которое возглавлял знаменитый архитектор академик Щусев). В итоге победителем конкурса в марте 1930 года был признан проект молодого архитектора Георгия Ипполитовича Волошинова под девизом «Прямое движение». Выполненный в традициях конструктивизма, лаконичный и яркий проект отличался оригинальностью, смелыми инженерными решениями функциональных и эстетических задач. Однако у горсовета Новосибирска и городской общественности к проекту Волошинова возникли многочисленные претензии. Автор попытался учесть замечания заказчика, но тогда вопросы к проекту появились у руководства треста «Сибстройпуть», силами которого должно было осуществляться строительство вокзала. Затем в немилось попал конструктивизм, на согласование проекта ушло ещё некоторое время. К дальнейшей работе над проектом был привлечён архитектор Борис Александрович Гордеев, а чуть позже Григорий Борисович Бархин и Александр Зиновьевич Гринберг. Так был найден компромисс, но инженерные и архитектурные достоинства первоначального проекта Волошинова в процессе доработки были утрачены (венцом карьеры Волошинова стал проект реконструкции Курского вокзала в Москве).
Работы по строительству вокзала в Новосибирске продолжались до 25 января 1939 года.
В 1999 году был проведён капитальный ремонт здания – обновлены фасады и облицовка стен и пола, частично заменено остекление. В 2006 году был построен павильон пригородного сообщения с часовой башней, и теперь общий контур вокзала стал ещё больше напоминать очертания паровоза, устремлённого в своём движении на восток. В последующие годы проводились и другие работы, призванные сделать его более удобным и комфортным.
На сегодняшний день площадь вокзала Новосибирск-Главный составляет около 30 тыс. кв. м, и он может одновременно принимать почти 4 тыс. пассажиров.
Дмитрий Пучков