Российский университет транспорта (МИИТ) провёл первые межвузовские транспортные проектные соревнования. В них приняли участие более 700 человек из 18 отраслевых вузов России. Соревнования были организованы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Как сообщили в РУТ (МИИТ), цель масштабного конкурса – подготовка молодых специалистов к решению актуальных задач транспортной отрасли. Соревнования направлены на развитие у студентов проектного мышления,
фото: рут (миит)
популяризацию научных и технических знаний и формирование навыков, которые необходимы для построения успешной карьеры. «Одна из важнейших тем – это создание проектного ядра образовательных программ, связанных с подготовкой инженерных кадров. Мне кажется, что мы сейчас это самое ядро и создаём», – подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
В ходе соревнований 175 команд решали актуальные отраслевые задачи, которые на конкурс предоставили шесть крупных заказчиков. Например, кейс от ОАО «РЖД» был связан с тем, что дизельные локомотивы тратят топливо зимой во время задержек в движении поездов, остановок и пересменок, чтобы избежать проблем с запуском двигателя.
ООО «Синара Алгоритм» предложило конкурсантам решить проблему потери информации и усложнения обслуживания системы DTScan в условиях передачи больших объёмов данных на междугородних участках и ограничений со стороны оператора мобильной связи.
Кейс для комфортного передвижения в метро предложило ПАО «МОЭК». В частности, необходимо было найти решение, которое бы поспособствовало охлаждению тоннелей и станций, а также устранило избыточное тепло.
Задача от АО «ВНИИЖТ» оказалась связана с высокоскоростными магистралями. Так, при движении поездов со скоростью 400 км/ч недопустима скорость путеизмерителя в 160 км/ч (это не позволяет вписать его в график). При этом задача быстро и точно диагностировать состояние пути высокоскоростной линии остаётся.
Логистическая компания «ИнтерТрансКарго» планирует расширять ассортимент перевозимых товаров и начать транспортировку колёсной техники в вагоне модели 11-2151. Однако для этого – и это был её кейс для участников – необходимо решить вопросы, связанные с погрузкой, креплением и выгрузкой.
Шестую задачу конкурсанты получили от ООО «РВБ» (Wildberries). Проблема популярного маркетплейса заключалась в том, что из-за неравномерности прибытия грузовиков, опережения или отставания от графика на грузовом дворе склада или у ворот скапливаются автомобили. Тем самым они блокируют подъездную дорогу, мешают манёврам, что ещё больше осложняет процесс погрузки и разгрузки.
ТРИ ФИНАЛЬНЫХ ДНЯ
фото: рут (миит)
В ходе отборочного этапа из 175 команд в финал прошли только 17. В течение трёх дней – с 29 по 31 октября – в РУТ (МИИТ) они разрабатывали решения предложенных задач. Им помогали 13 экспертов от шести компаний-заказчиков. Также на площадке присутствовали 20 модераторов – работников РУТ (МИИТ).
В рамках первого дня команды провели углублённый анализ ситуации. Участники на практике применяли такие инструменты, как картирование вовлечённых сторон, дерево корневых причин, таблица ранжирования и проверки гипотез, проблемное интервью и графически-текстовое описание деятельности, в которой происходит сбой.
Во второй день команды начали работу над прототипами. Для разработки своих инновационных решений они применяли 3D-принтеры, программируемые модули и другие ресурсы. Ключевой частью финала стали презентации – команды представили свои идеи зрителям и жюри.
ИДЕЯ НА МИЛЛИОН
Команда «Эйдалоны» от РУТ (МИИТ) стала обладателем Гран-при и приза в размере 1 млн руб. Они решали кейс «Проблемы с мобильным покрытием» от ООО «Синара Алгоритм».
Как рассказали победители, студенты 3-го курса направления «Компьютерная безопасность», они выбрали данную задачу, потому что она наиболее соответствовала их специальности и вызвала наибольший интерес. «Нам нужно было найти способ уменьшить объём отправляемых данных. Мы рассмотрели различные решения и пришли к выводу, что можно осуществить сжатие данных на программном уровне, что позволит избежать установки дополнительных компонентов на состав, – рассказали участники команды «Эйдалоны». – Мы обсудили с экспертами возможность внедрения нашей системы в эксплуатацию. Они подтвердили, что наше предложение имеет потенциал и может быть адаптировано для дальнейшего использования в течение нескольких недель. Это стало подтверждением того, что наша работа имеет практическую ценность».
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
фото: рут (миит)
Ещё пять команд заняли первые места – каждая в своей номинации. Им были вручены призы по 200 тыс. руб.
Команда «Лисята» Сибирского государственного университета путей сообщения предложила лучшую идею для «ИнтерТрансКарго». Их решение включало изменение контракций вагонов для повышения эффективности их использования.
Участники команды «ДвижБуд» Дальневосточного государственного университета путей сообщения решали кейс от РЖД и предложили проект под названием «Энергетическая клетка». Его суть во внедрении ТЭНов для поддержания температуры топлива, теплового аккумулятора, системы циркуляции жидкости для сохранения температуры, а также частичном утеплении локомотива с помощью лёгких негорючих влагостойких материалов.
Команда «ВВП» РУТ (МИИТ) была удостоена первого места за предложенное решение для ООО «РВБ». Их идея – «WB Мониторинг». Она включает в себя сеть перехватывающих парковок и цифровую систему, которая будет по заданному алгоритму сопоставлять данные о дорожной обстановке и реальном времени прибытия грузовиков с информацией о загруженности парковки и склада. Это позволит эффективно перенаправлять транспортные средства. Как отметили в презентации участники, прибытие транспорта в течение дня будет равномерным, а в перспективе это позволит сформировать реальный горизонт планирования загрузки каждого конкретного склада в зависимости от места его нахождения, города, дорожной обстановки.
Лучшее решение для кейса АО «ВНИИЖТ» предложила команда «Экипаж» Ульяновского института гражданской авиации им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Их проект предусматривает сканирование геометрии рельсовой колеи с помощью беспилотника и технологии фотограмметрии. По словам разработчиков, их идею отличают простота сертификации, независимость от движения поездов, а также высокий уровень автономности, которые не требуют привлечения высококвалифицированного персонала в будущем.
Команда «bruteforce_database» Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова также заняла первое место, выдвинув перспективную идею для ПАО «МОЭК». В частности, они предложили внедрить в метро тепловой насос на основе туманного и вакуумного охлаждения. С его помощью можно добиться понижения температуры воздуха до 25 градусов Цельсия, а также вывести тепло, выкачивая нагретый воздух на улицу.
Алексей Алеев