Колыбель стартапов

Колыбель стартапов

Студенты осваивают навыки технологического предпринимательства
Современные университеты ак­­тивно трансформируются в пло­щадки для развития целых индуст­рий. Этому способствует науко­ёмкая среда, сплочённое кадровое сообщество, развитие лабораторно-технической инфраструктуры и активное участие в образовательном процессе компаний-партнёров. Немаловажную роль в этом процессе играют инициативные студенты, которые увлекаются технологическим предпринимательством и создают стартапы.
Фото:  123RF/LEGION-MEDIA
Для раскрытия их потенциала в отраслевых вузах предусмотрены различные форматы поддержки.

Зарождение стартапов в стенах университета – повсеместная практика. Чтобы поддержать этот тренд, в 2022 году под кураторством Минобрнауки стартовал федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он предусматривает реализацию сразу нескольких форматов: стартап-студии в учебных заведениях, пространства коллективной работы «Предпринимательские точки кипения», тренинги и акселераторы, программа возмещения части инвестиций в университетские стартапы.

6.jpg
фото: рут (миит)
К реализации этих инициатив подключились и отраслевые университеты. Так, Российский университет транспорта (МИИТ) в этом году получил статус официального партнёра федерального проекта по проведению тренингов предпринимательских компетенций. В октябре вуз совместно с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) провёл тренинг «Построй компанию. Продай компанию», направленный на погружение студентов в бизнес-процессы и прохождение ими пути от инженера до технологического предпринимателя. В игре участвовали 80 человек, которые разрабатывали бизнес на примере шарикопрокатной корпорации, выступая в роли инженеров, предпринимателей и инвесторов. Участники работали над продуктами, валидировали потребителей и изучали юридические аспекты. «Цель тренинга – развить способности в технологическом предпринимательстве. Участники получили опыт в симулированной реальности и внешнюю оценку своей мотивации», – рассказал заместитель директора Центра научно-технологического предпринимательства РУТ (МИИТ) Николай Суровикин.

В октябре в Приволжском государственном университете путей сообщения (ПривГУПС) также при поддержке МФТИ прошла неделя тренингов технологического предпринимательства. В частности, для студентов Института управления и экономики ­ПривГУПСа был организован тренинг в формате «Бизнес-интенсив ТехПред» (при поддержке оператора стартап-студии «Открытые инновации»).

В формате интерактивной бизнес-симуляции студенты прошли все ключевые этапы создания старт­апа: от идеи до выхода на рынок. Обучение включало практическую работу в группах, изучение инструментов исследования рынка, общение с клиентами и инвесторами.

«Было интересно узнать новые направления технологического предпринимательства, а также принять участие в бизнес-игре в команде единомышленников. Тренинги дают возможность лучше понять суть бизнес-процессов, попробовать себя в роли лидера проекта, разработчика, дизайнера или маркетолога. Я думаю, опыт участия в тренинге пригодится для создания собственного стартапа», – рассказала студентка Института управления и экономики ­ПривГУПСа Анна Алексеева.

По словам бизнес-тренера стартап-студии «Открытые инновации» Натальи Абабий, тренинг стал для студентов своеобразной точкой входа в экосистему технологического предпринимательства, открывающей доступ к новым возможностям и программам.

«Участники получили знания о технологическом предпринимательстве, игровой опыт технологического предпринимательства, выполнили диагностику своих компетенций для развития бизнес-проектов, а также узнали, как найти рыночное применение собственным идеям и разработкам», – пояснила Наталья Абабий.

Также этой осенью студенты ПривГУПСа приняли участие в образовательном проекте «Большой предпринимательский турнир», направленном на развитие социальной активности и финансовой грамотности. Это масштабная обучающая игра, которая проводится для студентов российских вузов по образовательной программе развития молодёжного предпринимательства «Я в деле».

Привгупс_zkUwjTCuFs4.jpg
фото: привгупс
В ходе игры более 100 участников, разделившись на команды, выполняли задания, демонстрируя экономические знания. «Сегодня в обществе существует запрос на талантливых молодых ребят, грамотных, подготовленных и способных ответить на реальные вызовы времени. При этом важно, чтобы они могли нести ответственность за свои решения, будущее страны. Для этого необходимо освоить наиболее важные предпринимательские и социальные компетенции», – пояснила ответственная за проведение бизнес-игры по программе «Я в деле» в Самарской области Елена Терентьева.

Работа университетов по развитию предпринимательских навыков студентов даёт свои результаты. Так, студенты Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) ранее стали победителями конкурса «Студенческий стартап» (проводится в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»). Авторы трёх инициатив – «Разработка тяговой передачи на основе постоянных магнитов», «Платформа по привлечению внимания туристов из России и зарубежья к энотуризму в Крыму на базе проекта «Терруар Севастополь» с использованием технологии IVA», «Smart search в логистике» – получили по 1 млн руб. на их реализацию.

В этом году среди победителей – грантополучателей конкурса студенты Сибирского, Иркутского и Уральского государственных университетов путей сообщения (СГУПС, ИрГУПС и УрГУПС). Их проекты направлены на разработку таких программ и механизмов, как система оповещения рабочих бригад об опасности; асинхронное образовательное приложение; устройство заземления промышленного оборудования; приложение для анализа пассажиропотоков городского общественного транспорта; энергоэффективная технология очистки от сверхпрочных отложений ответственных узлов и оборудования стратегически важных отраслей; бесшумный винт для БПЛА.

Подводя итоги конкурса, глава Минобрнауки Валерий Фальков подчеркнул: «Мы видим рост интереса и к самому проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства», и к грантовому конкурсу на создание своего стартапа в частности. Очень важно, что ребята стремятся развивать новые отрасли, которые сегодня имеют важное, а подчас стратегическое значение для страны».

Юлия Антич
Инженерное начало
Ольга Проневич, руководитель образовательных программ Высшей инженерной школы Российского университета транспорта (МИИТ),

Студенты подготовили IT-проекты для ОАО «РЖД»

Рубрики: Образование
Связанные сетью

Отраслевые вузы развивают квантовые коммуникации

Рубрики: Образование
Дорогу осилит идущий

Отраслевые педагоги повышают уровень ИИ-компетенций

Рубрики: Образование
Битва проектов

Студенты транспортных вузов предложили идеи для отрасли

Рубрики: Образование
Под сенью дружных муз

Инженеры транспорта развивают креативные навыки

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности
Максим Дорофеев
«Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», серия «МИФ Бизнес» 2023 год
Договориться можно обо всём. Как добиваться максимума в любых переговорах
Гэвин Кеннеди
«Договориться можно обо всём. Как добиваться максимума в любых переговорах». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу
Джим Лоулесс
«Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу». Издательство «БОМБОРА» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru