Согласно недавнему исследованию «Навыки будущего» рекрутинговой компании Get experts работодатели при общении с соискателями всё чаще обращают внимание на их креативность. Причём это важно не только для представителей творческих профессий, но и для работников всех сфер, в том числе транспорта. Чтобы расширить профессиональные границы будущих работников транспортной отрасли, развить их творческий потенциал, Российский университет транспорта (МИИТ) внедряет
Фото: 123rf/legion-media
новые образовательные форматы.
Способность мыслить и действовать нестандартно, находить оригинальные способы решения проблем и создавать нечто уникальное – это те качества, которые позволяют профессионалам быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Творческое мышление во многом способствует карьерному продвижению, позволяя сотрудникам проявлять индивидуальность и вдохновлять коллектив на инновации. Понимая это, отраслевые вузы стремятся дать своим студентам не только так называемые hard skills (профессиональные навыки), но и развить soft skills (личностные характеристики).
фото: рут (миит)
фото: рут (миит)
Так, например, в РУТ (МИИТ) действует Центр карьеры, где проводятся карьерные консультации, организуются стажировки и мероприятия для знакомства с работодателями. Также там проходят лекции, тренинги и мастер-классы, посвящённые изучению таких навыков, как коммуникабельность, умение прислушиваться к разным точкам зрения, способность критически мыслить и непрерывно обучаться. Например, в ходе Карьерной недели студенты могут научиться грамотно и эффективно проходить собеседования и составлять резюме. «Карьерная неделя РУТ (МИИТ) – усовершенствованный формат Дня карьеры для знакомства студентов и выпускников с работодателями, поиска вакансий и стажировок, а также развития soft skills», – рассказала ранее руководитель Центра карьеры РУТ (МИИТ) Анастасия Авдеева.
С прошлого года РУТ (МИИТ) ещё плотнее занялся творческим развитием студентов. Совместно с Российским институтом театрального искусства (ГИТИС) была запущена проектная школа «АРТ&ИТ» (инициатором этого мероприятия стал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков).
Обучение призвано расширить границы представлений студентов о собственной профессии. По мнению организаторов, школа в равной степени полезна обеим сторонам: современный мир требует креативного подхода к решению прикладных задач и технической подкованности в реализации творческих проектов. Как подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов, сама идея встретиться студентам двух совершенно разных вузов довольно креативная и революционная. Для будущих инженеров транспорта это возможность получить ценный опыт.
«Время узких инженеров миновало ещё в 70–80-х годах прошлого века. Сейчас необходимо быть креативным, потому что любой проект – это всегда командная работа, генерация необычных подходов, которые позволяют не идти в лобовую за счёт, например, увеличения расходов на то или иное инженерное решение, а искать пути, которые сразу в голову не приходят, но позволяют сделать прорыв», – отметил Александр Климов.
Первый поток слушателей – 50 человек (по 25 из каждого вуза) – принял участие в курсе занятий по актёрскому мастерству, сценической речи, пластике, веб-дизайну, веб-программированию и VR-технологиям. Так, студенты технических специальностей узнавали о секретах публичного выступления и творческом подходе к решению задач, а студенты-актёры приобретали навыки работы с цифровыми инструментами визуализации.
«Пересечение творческого и технического даёт новый взгляд на проект. Творческие люди способны взглянуть под другим углом на ситуацию и презентовать что-то гениальное. Мне кажется, такие проекты – это как раз шаг в будущее», – поделилась своими впечатлениями студентка РУТ (МИИТ) Маргарита Сельдякова.
Для участников были организованы лекции и мастер-классы отраслевых экспертов. Студенты выполняли проекты на стыке инженерного и театрального искусства – итогом их работы стали сценические постановки и цифровые портфолио с продвинутым визуальным контентом.
«Я благодарен Александру Алексеевичу Климову, его коллегам и студентам РУТ (МИИТ), которые поверили в саму возможность, в небесполезность такой неочевидной встречи и совместного, не побоюсь этого слова, творчества. Хочется верить, что это первый шаг на пути, который нам предстоит проделать вместе, к пользе и наших студентов, и обеих школ. Первые результаты были очень интересны, но главное – студенты нашли общий язык и поверили друг в друга», – подчеркнул ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Этой осенью состоялась вторая школа «АРТ&ИТ 2.0». К РУТ (МИИТ) и ГИТИСу присоединился НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Для 68 студентов, отобранных для участия в проекте, была подготовлена разносторонняя программа. Так, РУТ (МИИТ) провёл практические занятия по освоению инструментов проектного управления, ГИТИС – цикл мастер-классов по актёрскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, ВШЭ дополнила программу научно-популярными интерактивными лекциями по механизмам познания, конфликтологии и психофизиологии мозга.
По итогам интенсива участники представили проекты из своей профессиональной области. Разработчики проекта «Я есть РУТ» создали продукт, направленный на популяризацию и узнаваемость транспортного университета среди будущих абитуриентов. Проект «Рефлексвечка» от студентов ГИТИСа направлен на создание организационно-методического решения для повышения качества образовательного процесса. Представители ВШЭ предложили проект «Мультпросвет» – концепт мультфильма, нацеленного на повышение психологической грамотности населения. Студенты трёх вузов приняли участие в постановке «Эхо Политеха». В основу спектакля положено творчество Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной и Роберта Рождественского. На финальном показе проектной и театральной частей присутствовали представители ректоратов и профильных индустрий.
К слову, проект «АРТ&ИТ» в конце октября этого года победил в Priority Fest 2024 – фестивале лучших практик вузов программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в номинации «Лучшая практика кооперации университета».
Юлия Антич