Ставка сделана

Ставка сделана

Банк России пытается обуздать инфляцию
Совет директоров Банка России на заседании 25 октября принял решение повысить ключевую ставку сразу на 200 базисных пунктов, до рекордных 21%. Напомним, в этом году ставка менялась уже несколько раз: 26 июля она выросла с 16% до 18% годовых, 13 сентября – до 19%. Каковы были причины рекордного роста базовой ставки ЦБ и какими могут быть его последствия, выяснял «Пульт управления».

РОСТ ЦЕН МОЖЕТ ЗАТОРМОЗИТЬ ЭКОНОМИКУ

фото:  123RF/LEGION-MEDIA
Главная причина резкого повышении ключевой ставки – ускорение инфляции. В сентябре текущий рост цен с поправкой на сезонность увеличился до 9,8% в пересчёте на год после 7,5% в августе, говорится в материалах Центробанка. Показатель базовой инфляции увеличился до 9,1% после 7,7% в августе. Годовая инфляция, по оценке на 21 октября, составила 8,4% и по итогам 2024 года ожидается в диапазоне 8,0–8,5%. Как отметила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, в ближайшие месяцы на темпах роста цен дополнительно скажется увеличение утилизационного сбора на автомобили. Кроме того, важным проинфляционным фактором она назвала повышение тарифов ЖКХ и стоимости железнодорожных перевозок.

За последние три года уровень цен вырос на 30%, при этом рост цен за последний год уже нельзя объяснить структурными изменениями в экономике. Он является следствием усилившегося перегрева спроса, рост которого опережал темпы расширения предложения, констатировала Эльвира Набиуллина.

«При дефиците трудовых ресурсов и высокой загрузке мощностей дальнейшая попытка ссылаться на необходимость роста цен как условие структурной трансформации приведёт экономику в опасное высокоинфляционное состояние, которое создаст для неё значительно больше проблем, чем преимуществ. То есть из способа адаптации превратится в фактор, сдерживающий развитие», – заявила глава Центробанка.

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ

TASS_65666940.jpg
фото: сергей мальгавко/тасс

TASS_58407306.jpg
фото: александр рюмин/тасс
TASS_61217918.jpg
фото: владимир гердо/тасс 
По итогам заседания были обновлены прогнозные показатели российской экономики на среднесрочный период.

В частности, значение ключевой ставки в среднесрочной перспективе будет заметно выше, чем предполагалось ранее. Средняя ставка за текущий год составит 17,5%, в 2025 году – 17–20%, в 2026-м – 12–13%. Понижение до нейтральных значений в диапазоне 7,5–8,5% ожидается только в 2027 году. Не исключено, что на следующем заседании ставка снова будет повышена. Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая оценивает октябрьское решение ЦБ как «жёсткий сигнал», что «означает высокую вероятность повышения ключевой ставки на заседании 20 декабря, и в отсутствие новых проинфляционных факторов выбор может быть между повышением до 22 или до 23%».

В компании «БКС Мир инвестиций» считают, что постепенное смягчение денежно-кредитной политики ЦБ начнётся только после того, как регулятор увидит существенное замедление в кредитовании и потребительском спросе. Способствовать смягчению ставки будет стабилизация импорта, курса рубля и ситуации на рынке труда, а также увеличение производительности и переход к интенсивному росту экономики. По самым оптимистичным оценкам экспертов, это произойдёт не раньше весны 2025 года.

В базовом сценарии аналитики SberCIB Investment Research ожидают, что Банк России сохранит ставку на уровне 21% до июня 2025 года, а затем может начаться её постепенное снижение. В рисковом сценарии Центробанк повысит ставку в декабре 2024 года до 22%, а затем до 23% в I квартале 2025 года. На конец следующего года, по их оценкам, ставка будет на уровне 17% в базовом сценарии и 19% в рисковом сценарии). Среднее значение за год составит 19,1% (в рисковом сценарии – 21,3%).

РИСКИ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Опрошенные «Пультом управления» эксперты отмечают ряд рисков, связанных с решением Центробанка о повышении ключевой ставки до 21%.

Как отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков, повышение ставки негативно влияет на развитие бизнеса, поскольку компании откладывают инвестиции в новые проекты на неопределённый срок.

Влияет как высокий уровень ставок сам по себе, так и слишком высокая неопределённость относительно дальнейшей траектории монетарной политики, говорит аналитик. В условиях рекордных реальных ставок и сохранения риска их дальнейшего роста привлекательными остаются только очень высокодоходные и краткосрочные вложения спекулятивного характера.

Также Василий Танурков отмечает, что чем дольше сохраняются высокие ставки, тем выше риск банкротств. Компании вынуждены рефинансировать долги по существенно более высоким ставкам, что ведёт к росту процентных расходов и увеличивает риски возникновения проблем с обслуживанием долга.

Главный научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН Игорь Николаев предупреждает об угрозе стагфляции, которая, по его словам, более чем реальна. «Целый ряд индикаторов Банка России однозначно говорит, что экономика замедляется. Замедление экономики при высокой инфляции – это стагфляция», – говорит эксперт.

Инфляцию же побороть не получится, потому что сохраняется её фундаментальная основа, а именно бюджетный импульс. Расходы бюджета в следующем году, по проекту, превысят 40 трлн руб., что значительно больше показателей текущего года. Таким образом, масштабное бюджетное денежное стимулирование экономики будет продолжено, следовательно, есть основа для высокой инфляции.

ДАВЛЕНИЕ НА ОТРАСЛЬ

TASS_56147400.jpg
фото: александр демьянчук/тасс
Риски для операторов в железнодорожной отрасли сосредоточены прежде всего в области приобретения подвижного состава. Рост ставки ЦБ приводит к повышению стоимости заёмных средств, что снижает экономическую привлекательность закупки вагонов, говорит управляющий партнёр, сооснователь ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов. Как следствие, закупка новых вагонов в лизинг в инвестиционных целях становится нецелесообразной. При этом спрос на вагоны сохранится со стороны грузовладельцев и их кэптивных компаний для обеспечения транспортной безопасности основного производства, а также со стороны крупных операторов, которым необходимо обновлять парк. По возможности владельцы вагонов будут сдвигать все планы закупок вправо, в надежде на снижение ставок. В связи с этим в ближайшей перспективе ожидается сокращение объёмов закупок вагонов. Учитывая производственные циклы, темпы снижения выпуска в первое время будут невысокими, но потом ускорятся, прогнозирует Александр Поликарпов.

РЖД В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ

«Высокие ставки могут негативно сказаться на деятельности ОАО «РЖД» по ряду причин. Во-первых, это может повлиять на её финансовые результаты, так как вырастут расходы компании на обслуживание долга. Во-вторых, это может повлиять на инвестиционную программу компании, привести к её сокращению, так как стоимость заёмных средств вырастет, привлечь их станет труднее. В-третьих, не исключено, что это может привести к перераспределению денежных средств компании, например она может сократить закупки подвижного состава и направить часть этих средств на обслуживание долга, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Но необходимо учитывать, что основным акционером компании является государство и, вероятно, оно окажет ей поддержку. Например, это может быть выпуск дополнительных ценных ­бумаг ОАО «РЖД» в пользу государства, а деньги от этого могут пойти на компенсацию ­расходов в связи с высокой ключевой ставкой. Или государство может профинансировать за свой счёт какие-то проекты компании, позволив ей сэкономить средства, которые пойдут на погашение долга из-за высокой ключевой ставки».

Высокая ключевая ставка – отрицательный фактор для привлечения денежных ресурсов, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По его словам, инвестиционная программа текущего года будет выполнена в утверждённом объёме, а программа на 2025–2027 годы будет секвестрирована. «Разница между планами в части привлечения денежных ресурсов будет переложена на грузо­владельцев через уровень индексации тарифов. Программа заимствований также будет пересмотрена в сторону серьёзного сокращения. При текущей ставке привлекать ресурсы ОАО «РЖД» будет только в критических случаях», – говорит Павел Иванкин.

Напомним, по данным на август, инвестпрограмма компании на 2025–2030 годы оценивалась в 12,41 трлн руб.

Инвестпрограмма РЖД на 2024 год составляет рекордные за всю историю компании 1,275 трлн руб. Как сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт в кулуарах саммита БРИКС в Казани, инвестпрограмма на 2025 год будет незначительно ниже предыдущего года, но она останется на необходимом уровне для развития железнодорожной инфраструктуры, а также для поддержки нашей промышленности.

Дмитрий Коптев
Ставка на внутренний спрос

Прогноз развития экономики в 2024 году

Рубрики: Экономика
Дизайн организации

Грамотное построение штатной структуры повышает эффективность бизнеса

Рубрики: Экономика
Эффект скорости

Первая ВСМ пополнит казну регионов и бюджет страны в целом

Рубрики: Экономика
Достойный результат
Алексей Бельский, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД»,

Грузовые дворы ОАО «РЖД» увеличили доходы

Рубрики: Экономика
Добиться цели

Инструменты повышения производительности труда влияют на KPI бизнес-процессов

Рубрики: Экономика

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru