Владивосток, 1916

Владивосток, 1916

Будущий император Николай II заложил фундамент железнодорожного вокзала
В октябре 1916 года, 108 лет назад, состоялось очень важное событие в истории не только отечественного железнодорожного транспорта, но и в истории всей России: было официально открыто прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Владивостоком. Это означало завершение невероятно сложного, затратного, амбициозного для своего времени проекта – строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
Фото: Алексей Жуланов
Красивую точку в строительстве Транссиба поставили зодчие и строители одного из красивейших вокзалов нашей страны – железнодорожного вокзала Владивостока.

2_47.jpg
Фото: ru.wikipedia.org
TASS_32436476.jpg
Фото: ТАСС
ДЕЛО ПОРУЧЕНО ЦЕСАРЕВИЧУ

История магистрали берёт своё начало в 1890 году, когда после многолетних горячих споров император Александр III принял принципиальное решение о начале осуществления грандиозного государственного проекта – строительства Великого Сибирского пути, железной дороги, которая должна была обеспечить транспортное сообщение европейской части России с крупнейшими центрами Восточной Сибири и Дальнего Востока и – шире – дать возможность прямого железнодорожного сообщения между Атлантическим (Западная Европа) и Тихим (азиатские страны) океанами.

Особым распоряжением император поручил кураторство над этим проектом своему сыну и наследнику престола – цесаревичу Николаю Александровичу Романову, что подчёркивает особое значение, которое с самого начала придавалось этому строительству.

Ещё некоторое время ушло на уточнение маршрута прокладки будущей трассы. Однако сразу было решено, что конечным пунктом дороги на востоке страны станет город Владивосток.

Основанный в 1860 году как военный пост и получивший к 1880 году статус города, Владивосток очень быстро приобрёл значение важнейшего регионального центра Российской империи. Так, в 1888 году Владивостоку был присвоен статус главного города Приморской области. Поэтому совершенно логично, что именно этот город, бывший уже к тому времени крупнейшим российским военным и торговым морским портом на Дальнем Востоке, стал центром железнодорожного сообщения внутри региона и связующим звеном Востока и Запада.

В порт Владивосток, в бухту Золотой Рог, прибыл 11 мая 1891 года цесаревич Николай со своей свитой из японского города Кобе в ходе большого восточного путешествия 1890–1891 годов.

ЗАКЛАДКА ФУНДАМЕНТА ВОКЗАЛА

Наследник престола 19 мая 1891 года принял участие в церемонии закладки первого камня здания будущего железнодорожного вокзала и собственноручно поместил специально изготовленную серебряную табличку в его фундамент.

Автором проекта вокзала и куратором его строительства стал военный инженер Платон Евгеньевич Базилевский (1856–1916), занимавший до того времени должность главного архитектора Хабаровска. Первоначально здание вокзала, строительство которого было завершено в ноябре 1893 года (за что Базилевский получил чин полковника), было достаточно небольшим по размерам и скромным по отделке. Оно имело симметричную форму, было одноэтажным в центральной части и двухэтажным по краям. До сегодняшнего дня от него сохранились только японские глиняные плиты, которыми был выложен пол, и незначительные фрагменты интерьера.

Со 2 ноября 1893 года открылось регулярное сообщение между Владивостоком и Уссурийском (тогда называвшимся Никольск-Уссурийский), куда была проложена железнодорожная ветка. Надо заметить, что открытие этой железнодорожной ветки моментально привело к быстрому развитию капитального строительства, промышленности и торговли обоих городов и всего региона. Так, население Владивостока к 1897 году по сравнению с 1890-м удвоилось и достигло почти 30 тыс. человек. Население Уссурийска за то же время и вовсе выросло в пять раз, составив в 1897 году более 10 тыс. человек. Уссурийская железная дорога, ставшая первым участком Транссибирской магистрали, впоследствии прошла через все основные города региона, соединив Хабаровск на севере и село Гродеково (ныне посёлок Пограничный) на юге.

Первоначально изыскательские и строительные работы велись под руководством выпускника Петербургского училища инженеров путей сообщения Александра Ивановича Урсати, а в 1892-м, когда последний был направлен на строительство Западно-Сибирской железной дороги, работы возглавил инженер-железнодорожник Орест Полиенович Вяземский.

Старое здание Владивостокского вокзала, в котором теперь располагалось управление всей Уссурийской железной дороги, уже к началу ХХ века перестало справляться с возросшей нагрузкой. Было принято решение о его расширении и полной реконструкции.

ПРОГРАММА РЕНОВАЦИИ

Проект реконструкции вокзала был разработан жившим и работавшим в то время во Владивостоке гражданским архитектором Владимиром Антоновичем Плансоном (1871–1950). За образец он взял здание нового Ярославского вокзала в Москве, построенное за несколько лет до того в новорусском стиле по проекту Фёдора Осиповича Шехтеля (строительство было завершено в 1904 году). Плансон повторил некоторые инженерные решения, архитектурные и стилистические детали своего коллеги в новом облике железнодорожного вокзала Владивостока. Так было достигнуто символическое визуальное единство начальной и конечной точек всей Транссибирской магистрали (которая, напомню, к тому моменту ещё не была достроена). Реконструкция проводилась с 1910 по 1912 год. При этом первоначальное здание вокзала во время строительных работ продолжало функционировать, а впоследствии стало одной из частей нового здания. В итоге реконструкции здание значительно увеличилось, стало более представительным и завершённым в архитектурном смысле.

Большое внимание уделили экстерьеру и внутренней отделке вокзала. Так, на восточном фасаде здания был размещён мозаичный герб Москвы, а на противоположном западном – герб Приморской области. Отличительной и очень эффектной деталью вокзала стала крытая галерея, под которой проходят железнодорожные пути, соединяющие здание с привокзальной площадью. Залы были украшены декоративными панно из поливных керамических изразцов на сказочно-фольклорные сюжеты.

К сожалению, после революции 1917 года все элементы отделки были уничтожены, а само здание поменяло цвет с солнечного светло-песочного на зелёный. Только в 1994–1997 годах была проведена реконструкция вокзала, приуроченная к его столетнему юбилею, и его облик был приближен к первоначальному историческому.

Дмитрий Пучков
Через пустыню Гоби

УБЖД отметила 75-летие

Рубрики: История
Полувековой юбилей

БАМ отпраздновал день рождения и продолжает развиваться

Рубрики: История
Вечная молодость рельсовых строк

Как железные дороги вдохновляют композиторов и поэтов

Рубрики: История
У Курского вокзала

Точка на карте Москвы

Рубрики: История
Первопроходцы БАМа

Стартовали с Ярославского вокзала 27 апреля 1974 года

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь больших результатов
Константин Борисов
«Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь больших результатов». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности
Уильям Ирвин
«Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru