В Казани 22–24 октября проходил XVI саммит БРИКС+, являющийся ключевым событием председательства России в организации. Напомним, до начала саммита в объединение входило девять государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, присоединившиеся в 2024 году Египет, Эфиопия, Иран и ОАЭ. Саудовская Аравия имеет статус приглашённой страны БРИКС.
Фото: cris faga/zuma/taсс
О своём желании вступить в БРИКС+ уже заявили 30 государств, среди которых Марокко, Нигерия, Турция, Вьетнам, Малайзия, Белоруссия, Сербия, Аргентина.
С 1 января 2024 года Россия приняла на себя председательство в БРИКС. Оно проходит под девизом укрепления справедливого глобального развития и безопасности.
Президент России Владимир Путин, выступая на Деловом форуме БРИКС 18 октября, отметил, что одним из ключевых вопросов укрепления деловых партнёрств в рамках объединения является повышение транспортной связанности, создание новых востребованных бизнесом грузовых магистралей и коридоров, современных интермодальных решений и логистических схем.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов заявил на панельной дискуссии Делового форума, что в сообщениях со странами БРИКС ОАО «РЖД» за девять месяцев 2024 года увеличило объём грузоперевозок на 7,1%. Транспортники стран БРИКС намерены создать глобальную логистическую платформу, которая может заработать в 2025 году.
Напомним, что общая численность населения государств – членов БРИКС на сегодня составляет 3,24 млрд человек. На долю пяти стран-участниц приходится более 60% мирового грузооборота. В апреле этого года глава ВТО Нгози Оконджо-Ивеала сообщила о росте роли стран БРИКС в мировой экономике до 37%.
«Пульт управления» выяснил, как развиваются железные дороги в странах БРИКС+.
БРАЗИЛИЯ
Протяжённость железных дорог Бразилии составляет около 31 тыс. км. Железнодорожная сеть сосредоточена в основном на востоке страны.
В этом году в Бразилии была создана политическая лоббистская группа, первоочередной задачей которой является развитие железнодорожного транспорта, включая обновление железнодорожного состава и его цифровизацию. Планируется строительство новой дороги для пассажирских перевозок между крупными городами Сан-Паулу и Кампинас. Работу над проектом будет вести бразильско-китайский консорциум C2 Mobilidade Sobre Trilhos. Начало строительства новой магистрали запланировано на июнь 2026 года.
Ещё одну линию для пассажирских поездов, которая соединит Кампинас с городами Вальос, Виньеду, Лувейру и Жундиаи, планируется построить в 2029 году.
Как заявил губернатор штата Сан-Паулу Тарчизио де Фрейтас, пассажирская линия между одноимённым городом и Кампинасом не только соединит крупные города страны, но и благотворно повлияет на развитие туризма.
В настоящее время линия между Сан-Паулу и Кампинасом используется только для грузовых перевозок.
Фото: imago/hindustan times/тасс
Фото: imago/cfoto/тасс
ИНДИЯ
Наряду с Россией и Ираном Индия была одной из первых стран, подписавших в 2000 году в Санкт-Петербурге договор о создании МТК Север – Юг, призванный соединить российские порты на северных морях и Балтике с терминалами на побережье Персидского залива и Индийского океана.
Перевозки грузов между Россией и Индией осуществляются посредством мультимодальных маршрутов. Грузы доставляются до иранских портов, где перегружаются на корабли для отправки в Индию.
В настоящее время в стране ускоренными темпами идёт модернизация железнодорожной инфраструктуры. Объекты приспосабливают к эксплуатации в различных климатических условиях.
В июне этого года компания Indian Railways провела успешный пробный запуск поезда по самому высокому железнодорожному мосту в мире, который находится на высоте 359 м над рекой в штате Джамму и Кашмир.
Совершенствуется и подвижной состав железных дорог Индии. В марте этого года в стране были презентованы новые вагоны для скоростного поезда Vande Bharat с трёхуровневым размещением полок. Производство вагонов будет осуществлять компания Kinet Railway Solutions (совместное предприятие Трансмашхолдинга и индийской компании RVNL).
КИТАЙ
Железные дороги Китая являются одними из наиболее технологически развитых среди всех стран БРИКС: КНР обладает самой протяжённой сетью высокоскоростных железных дорог. Суммарная длина китайских скоростных магистралей составляет около 45 тыс. км. По оценкам экспертов, через несколько лет эта цифра будет составлять 75–80 тыс. км.
В прошлом году в ходе испытаний высокоскоростной поезд CR 450 развил скорость 453 км/ч, побив тем самым мировой рекорд среди колёсных поездов в мире. CR 450 рассчитан на эксплуатационную скорость до 400 км/ч.
Скоростные пассажирские линии достигли даже труднодоступного высокогорного Тибета. В марте 2021 года была запущена линия Лхаса – Ньингчи. На ней поезда могут развивать скорость до 160 км/ч.
Железные дороги КНР имеют связи с Казахстаном, Монголией, Россией и немалым количеством других стран.
В настоящее время ОАО «РЖД» совместно с China Railway Group Ltd. (CREC) работают над реализацией соглашения о всестороннем стратегическом сотрудничестве. Стороны договорились о развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории России и Китая, и погранпереходов между странами.
АО «РЖД Логистика» и российско-китайские совместные предприятия запускают новые контейнерные маршруты по перевозкам различных грузов, в том числе и мультимодальные.
Представитель CREC Ли Цзяньпинь заявил о намерении компании объединить железнодорожными маршрутами Россию, КНР, Монголию и страны Юго-Восточной Азии с быстрорастущими рынками.
ЮАР
В настоящее время страна является второй по величине экономикой Африки (после Нигерии). Сейчас протяжённость железных дорог ЮАР составляет примерно 21 тыс. км, из которых электрифицировано более 8 тыс. км.
В 2022 году южноафриканская компания Transnet открыла доступ к железнодорожной инфраструктуре сторонним операторам с целью повышения эффективности транспортировки грузов по железным дорогам. Для международных грузоперевозок в ЮАР намерены использовать мультимодальные коридоры. Это поможет расширить взаимодействие с другими странами БРИКС.
Железнодорожники ЮАР заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД». Ранее первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов заявил о состоявшемся обмене опытом с представителями ЮАР в области управления движением и организации пригородного сообщения.
ИРАН
Железные дороги Ирана являются важной частью МТК Север – Юг. Через территорию государства проходят маршруты, по которым перевозят грузы в другие страны МТК через порт Бендер-Аббас.
В прошлом году между Россией и Ираном было подписано соглашение по созданию железной дороги от Решта до Астары, которая имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. Она поможет предотвратить изоляцию России от побережья Мирового океана и соединить российские порты Северо-Запада с Персидским заливом и Индийским океаном. Дорога Решт – Астара является тем самым недостающим звеном маршрута от Санкт-Петербурга до Персидского залива.
Первый участок дороги, соединяющий Решт и современный порт Каспиан, был введён в эксплуатацию в июне этого года. Завершить строительство дороги планируется к 2028 году.
Председатель исполкома КТС СНГ Геннадий Бессонов заявил, что в ближайшее время планируется строительство широкой двухпутной колеи до иранских портов Бендер-Аббас и Чехбехар.
Руководитель порта Солянка (Астрахань) Дариуш Джамали заявил о предстоящем расширении перевозок в рамках МТК Север – Юг в страны Африки, в частности в Кению и Танзанию, с помощью запуска новых мультимодальных маршрутов.
Также планируется развитие перевозок в страны Юго-Восточной Азии.
По мнению научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, в рамках МТК Север – Юг предстоит решить вопрос грузовой базы в северном направлении.
Иран развивает и пассажирские железнодорожные перевозки. Министерство железных дорог Исламской Республики намерено запустить пассажирскую линию между Тегераном и городом Ван на востоке Турции. Линия была приостановлена в 2019 году из-за геополитических проблем.
В стране курсируют скоростные поезда Pardis.
К 2025 году планируется запуск высокоскоростной железной дороги Тегеран – Кум – Исфахан длиной 410 км, поезда на которой будут развивать скорость 250–300 км/ч.
ЕГИПЕТ
Египет является участником инициативы «Один пояс – один путь». Как пишет издание Global Times, в её рамках в 2022 году была открыта железная дорога между Каиром и Новой административной столицей (NAC, новое городское сообщество в провинции Каир, спутник города Каир. – Ред.). Длина дороги составляет 67 км. Её строительство велось при участии китайских компаний.
В октябре этого года компания Egyptian National Railways (ENR) запустила пассажирские поезда на Синайском полуострове. В опытный рейс отправился состав на линии между городами Исмаилия и Бир-эль-Абд. Последний раз поезда через Синайский полуостров ходили полвека назад.
Возобновление железнодорожного сообщения через Синайский полуостров рассматривается правительством Египта как возможность для развития региона. Линия из Исмаилии в Бир-эль-Абд станет частью железнодорожной линии протяжённостью 500 км, которая соединит крупный город Порт-Саид с портами, находящимися недалеко от границы с Израилем.
Пассажирские поезда оснащаются новым подвижным составом. С 2020 года на железных дорогах страны используются пассажирские вагоны, произведённые на Тверском вагоностроительном заводе.
В Египте также планируется открытие сети высокоскоростных железных дорог. В начале прошлого года из столицы страны Каира в Александрию и Луксор были запущены испанские поезда Talgo, развивающие скорость до 230 км/ч.
Сеть высокоскоростных магистралей в стране строит концерн Siemens совместно с египетскими компаниями Orascom Construction и Arab Contractors. Общая протяжённость сети составит 2 тыс. км. Высокоскоростные железные дороги будут простираться от побережья Красного моря до границы с Суданом. Воспользоваться скоростными поездами смогут жители 60 городов Египта. Сеть будет состоять из трёх магистралей.
ОАЭ
Объединённые Арабские Эмираты готовы вложиться в новую транспортную логистическую платформу, которую намерены развивать железнодорожники стран БРИКС+. Об этом 17 октября на заседании рабочей группы в Москве заявил исполнительный директор компании DP World Ризван Сумар.
В стране поэтапно вводится в эксплуатацию железная дорога Etihad Rail, которая позволит добраться из Абу-Даби в Дубай менее чем за час. Как пишет издание Railway Technology, железнодорожная линия длиной 1200 км, соединившая все семь эмиратов, станет частью большой магистрали Gulf Railway, которая расположится вдоль побережья Персидского залива. Дорога соединит ОАЭ с Кувейтом, Саудовской Аравией, Катаром, Бахрейном, Оманом. Все перечисленные страны входят в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Полностью реализовать проект Gulf Railway планируется к 2030 году.
ЭФИОПИЯ
Фото: 123rf/legion-media
Железные дороги Эфиопии не обладают большой протяжённостью. В рамках инициативы «Один пояс – один путь» китайская компания China Railway Construction Corporation построила новую железную дорогу Аддис-Абеба – Джибути. Это первая электрифицированная транснациональная железная дорога в Африке.
Открытие железной дороги состоялось в 2018 году. Она стала важным транспортным путём как для пассажирских, так и грузовых перевозок. Магистраль также стала звеном интеграции Джибути и Эфиопии.
Компания Ethiopian Railway Corporation планирует построить несколько новых линий в соседние страны. В сентябре прошлого года между Эфиопией и Кенией было подписано соглашение о строительстве электрифицированной железной дороги между Аддис-Абебой и кенийским портом Ламу.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
В этом месяце в Саудовской Аравии был испытан первый на Ближнем Востоке водородный поезд. Королевство использует новые цифровые и технологические решения в области железных дорог.
С 2018 года в стране действует высокоскоростная железная дорога Харамейн (в переводе с арабского «Святыни»). Она соединяет Мекку и Медину – священные города для последователей ислама, в связи с чем значительная часть пассажиров линии – паломники.
Поезда на дороге развивают скорость до 300 км/ч.
В стране реализуется проект железной дороги Saudi Landbridge, которая соединит Джидду и столицу страны Эр-Рияд. Протяжённость дороги составит около 950 км. На первых порах по магистрали будут осуществляться грузовые перевозки. Пассажирские поезда планируется запустить после 2030 года, сообщает издание Arabian Gulf Business Insight.
Никита Бондарович