Трансформация рынка труда с каждым годом ускоряется. Появляются новые профессии, а уже существующие требуют наличия новых знаний и навыков. В условиях технологического прогресса и цифровизации общим вызовом для системы образования и бизнеса становится IT-развитие кадров. Отраслевые вузы и компании решают эту задачу в том числе благодаря организации цифровых чемпионатов и конкурсов.
Фото: РУТ (МИИТ)
БЕСПИЛОТНЫЕ «ПТИЧКИ»
Ставку на практическое обучение в области «цифры» сегодня делают многие учебные заведения. Так, в октябре этого года на учебном полигоне Приволжского государственного университета путей сообщения (ПривГУПС) прошло комплексное обучающее мероприятие «Парад дронов», направленное на развитие у студентов компетенций по применению технологий беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Фото: Пётр Гридин/ИД «Гудок»
Фото: РУТ (МИИТ)
Фото: РУТ (МИИТ)
В начале мероприятия действующие железнодорожники познакомили студентов Института транспортного строительства и подвижного состава с развитием технологий БПЛА в подразделениях компании «РЖД». Также они провели серию мастер-классов по применению БПЛА на симуляторах, лекции по теме беспилотной авиации на железнодорожном транспорте и в целом в России. Финальной частью мероприятия стали соревнования операторов дронов, в которых приняли участие представители ПривГУПСа и Куйбышевской дороги. Они должны были на время провести свои аппараты через полосу препятствий в виде рамок и балок. По итогам конкурса лучший результат показал студент 4-го курса Института транспортного строительства и подвижного состава ПривГУПСа Кирилл Андреев.
Как рассказал директор студенческого бизнес-инкубатора ПривГУПСа Андрей Свечников, на базе университета регулярно проводятся технологические соревнования операторов БПЛА. Участники получают практические навыки, которые востребованы в самых разных областях экономики. Также в университете и его филиалах проводится обучение навыкам управления беспилотниками. В частности, на базе Института дополнительного образования ПривГУПСа реализуется профессиональная образовательная программа «Оператор беспилотных авиационных систем».
ХАКАТОН ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ
Студенты Российского университета транспорта (МИИТ) также активно развивают цифровые навыки и демонстрируют уровень своей подготовки на различных конкурсах. Например, будущие железнодорожники приняли участие в шестом хакатоне «Лидеры цифровой трансформации – 2024». Это конкурс для IT-специалистов со всего мира, который ежегодно проводит правительство Москвы.
Хакатон поддерживает талантливых разработчиков уникальных цифровых продуктов, которые используются крупнейшими российскими компаниями и государственными органами. В рамках конкурса участники разрабатывают новые цифровые решения и сервисы по запросу города, бизнеса и регионов.
С момента старта конкурса в 2019 году в нём приняли участие более 40 тыс. человек, они разработали более 2,1 тыс. решений и создали более 60 стартапов.
В этом году заявки на участие в хакатоне подали граждане 45 государств, среди которых Республика Беларусь, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. По результатам отбора было сформировано 930 команд, из которых в финал вышли 242.
Для участников было подготовлено 25 технологических задач от городской администрации и госкорпораций, Банка России, бизнеса и регионов страны. Впервые в истории хакатона свои задачи представили региональные органы исполнительной власти – администрация Волгоградской области и правительство Камчатского края. Так, например, госкорпорация «Росатом» предложила конкурсантам разработать сервис для планирования маршрута атомного ледокола по Северному морскому пути, а одной из задач ПАО «Сбербанк» стала разработка предиктивной модели для рекомендации продуктов банка. Компания «Автономные технологии» предложила создать нейросеть для мониторинга воздушного пространства вокруг аэропортов, а платформа Yappy – сервис текстового поиска по медиаконтенту.
По итогам решения кейсов победителями и призёрами хакатона признаны 75 команд. Они получили денежные призы от 1 млн до 400 тыс. руб. Авторы некоторых цифровых решений получили возможность внедрить свои разработки.
Среди призёров конкурса – студенты кафедры «Управление и защита информации» РУТ (МИИТ). Они работали над проектами «Сервис автоматизации составления графика работы врачей-рентгенологов» (задача от правительства Москвы) и «Алгоритм деперсонализации чувствительных данных» (по запросу Банка России). «Команды работали в два этапа: сначала нужно было разработать сервис и войти в десятку победителей, затем доказать работоспособность сервиса и презентовать его на питч-сессии. Оба проекта вошли в пятёрку лучших», – рассказали в Центре по связям с общественностью РУТ (МИИТ). – Помимо решения задач финалисты конкурса прослушали тематические лекции, посетили выставки и поучаствовали в дискуссии о хакатонах как первой ступени поиска технологической идеи для запуска стартапа».
Участие в мероприятии также приняли наставники-преподаватели РУТ (МИИТ) Валентина Сидоренко и Людмила Логинова. Они отметили, что участие в хакатонах помогает студентам развивать soft и hard skills и создавать прототипы реальных информационных систем.
Ещё один IT-конкурс организовал сам РУТ (МИИТ). Речь идёт о хакатоне «Битва титанов», посвящённом цифровизации транспортной отрасли. Он прошёл на базе Высшей инженерной школы университета. В нём приняли участие более 120 студентов и школьников. По заданиям отраслевых компаний, в том числе ОАО «РЖД», они разрабатывали приложения, чат-боты и другие цифровые сервисы, помогающие контролировать систему составления расписания движения общественного транспорта, следить за основными параметрами движения скоростных поездов, а также анализировать ситуацию на городских улицах.
«Цель нашего хакатона – привлечь внимание молодых IT-специалистов к транспортной отрасли, показать всё многообразие и масштаб проектов цифровизации на транспорте, где для них как для молодых специалистов открыты безграничные возможности для самореализации и построения карьеры», – рассказал директор Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ) Борис Игольников.
Победители хакатона представили инновационные решения для цифрового развития транспорта в разных направлениях: «Цифровые сервисы для высокоскоростного транспорта», «Цифровые сервисы для общественного транспорта», «Логистические решения для бизнеса».
Юлия Антич