С прицелом на инновации

С прицелом на инновации

В отраслевых вузах готовят цифровых профессионалов
В России продолжает расти спрос на специалистов в области информационных технологий. По данным IT-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob, по сравнению с прошлым годом количество IT-вакансий увеличилось на 10%. При этом число открытых вакансий по направлению «Транспортный инжиниринг» выросло на 23% (по данным компании интернет-рекрутмента HeadHunter).
Фото: 123rf/legion-media
Особенно востребованы сейчас узкопрофильные профессионалы – в них заинтересованы в том числе транспортные компании. Кого именно ждёт бизнес, обсудили участники сессии «Кадры, которые решат всё» Международного форума «Цифровая транспортация – 2024».

GUS_9567.jpg
Фото: Сергей Гусев/пресс-служба ОАО «РЖД»
DU6A3109.jpg
Фото: Аркадий Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
Как подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Константин Пашков, потребность в IT-специалистах, готовых работать с транспортными системами, постоянно растёт. И за счёт демографической ситуации, скорее всего, борьба за таких профессионалов в ближайшем будущем только усилится. Чтобы их удержать, работодатель должен предлагать лучшие условия, социальные пакеты и другие выгодные бонусы.

«Те, кто сегодня учится и придёт в профессию, – это люди, которые должны знать и уметь эксплуатировать высокотехнологичные системы. Например, пилот должен понимать, как судно движется в пространстве, знать все процессы, чтобы повлиять на них в случае критической ситуации. Такая же ситуация и с судоводителями, и на железной дороге, – отметил Константин Пашков. – Эксплуатация транспорта будет зависеть от «цифры», и знания молодёжи в этом направлении будут чрезвычайно важны».

С этим согласны и представители образовательного сообщества. Так, по мнению ректора Российского университета транспорта (МИИТ) Александра Климова, без «цифры» невозможно представить ни эксплуатацию, ни проектирование транспортных объектов.

«Транспортная отрасль сталкивается с рядом вызовов. Чтобы соответствовать требованиям рынка, специалистам необходимо не только овладеть цифровыми инструментами, но и сохранить базовые инженерные знания. Лишь такое сочетание позволит эффективно внедрять инновации и адаптироваться к меняющимся условиям, – уверен Александр Климов. – В ответ на запросы рынка труда транспортные вузы адаптируют свои образовательные программы. Особое внимание уделяется подготовке специалистов, способных работать с цифровыми инструментами. В ближайшие годы знания в области цифрового проектирования и работы с цифровыми двойниками станут обязательными для всех».

В рамках проекта «Цифровые кафедры» вузы-участники (в том числе отраслевые) дают студентам возможность получить дополнительную квалификацию по IT-профилю. Так, в РУТ (МИИТ) за последние два года более 3,5 тыс. студентов прошли переподготовку по таким направлениям, как «Искусственный интеллект (ИИ) в транспортных приложениях» и «Анализ больших данных». В прошлом году по новым программам обучение там завершили более тысячи студентов. Так, слушатели программы переподготовки «Искусственный интеллект и машинное обучение» в течение месяца набирались опыта в области автоматизации и управления сложными технологическими процессами на железнодорожном транспорте в АО «НИИАС». В АО ­«ВНИИЖТ» студенты в числе прочего ознакомились с разработкой цифровых двойников электропоездов – гибридных моделей для диагностики состояния и предсказания поломок. Итоговые проекты студентов были посвящены конкретной проблеме или исследовательскому вопросу. Среди них – интеллектуальная система мониторинга отзывов на IT-продукцию, программа на Python для доставки продукции с наименьшими затратами, чат-бот искусственного интеллекта для решения реальных задач отрасли и другие.

«Получение двух квалификаций по итогам обучения в вузе (основной и цифровой. – Ред.) предоставляет широкое поле для реализации своих способностей и повышает конкурентоспособность на рынке труда», – подчеркнул Александр Климов.

Представители бизнеса сходятся во мнении, что новое поколение работников – как студенты, так и те, кто только начинает свой карьерный путь, – должно уметь эксплуатировать высокотехнологичные системы, которые на транспорте развиваются стремительными темпами. Например, уже сейчас по Московскому центральному кольцу курсирует электропоезд «Ласточка» с автоматизированным управлением. Им управляет машинист-оператор – он находится в кабине, выполняя функции контроля автоматики (с помощью нейронных сетей она самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения и выполняет необходимые действия). В любой момент он может взять управление в свои руки. Планируется, что в перспективе в кабине «Ласточки» уже никого не будет, однако машинист-оператор всё равно будет контролировать электропоезд (в дистанционном режиме из диспетчерского центра).

«Мы понимаем, что одни профессии уходят, другие появляются. И если у нас начали курсировать, например, беспилотные поезда, то в любом случае приходят профессионалы, способные этот процесс организовать», – подчеркнул генеральный директор ООО «РЖД-Технологии» Александр Мискарян.

Уже сейчас в компании «РЖД» есть узкопрофильные IT-специалисты: разработчики в области Интернета вещей, специалисты по мета­вселенным, квантовые инженеры, операторы БПЛА, машинисты-операторы. Формируются квалификационные требования и к таким профессиям, как инженер по созданию систем сбора данных; экоаналитик (сфера деятельности – анализ показателей экологического мониторинга); учитель роботов (займётся обучением систем с искусственным интеллектом); крипто­технолог (обеспечит цифровую безопасность с использованием блокчейна); цифровой куратор (будет отвечать за цифровую трансформацию бизнеса).

Чтобы профессионалы новой формации «прижились» в отрасли, в холдинге работают с ними ещё на момент обучения. «Молодые работники и выпускники учебных заведений достаточно хорошо разбираются в современных цифровых технологиях, но нам также важно, чтобы они понимали технологию работы железнодорожного транспорта. И мы для этого многонаправленно работаем – сотрудничаем с вузами, открываем кванториумы, развиваем лаборатории в «Сириусе». Для нас это часть миссии, мы делимся тем, что знаем. Наша задача – показать, что у нас тоже есть цифровая культура, цифровые технологии. Мы в этом разбираемся, и с нами интересно», – подчеркнул Александр Мискарян.

Юлия Антич
Битва проектов

Студенты транспортных вузов предложили идеи для отрасли

Рубрики: Образование
Колыбель стартапов

Студенты осваивают навыки технологического предпринимательства

Рубрики: Образование
Под сенью дружных муз

Инженеры транспорта развивают креативные навыки

Рубрики: Образование
Двойной диплом

Студенты РУТ (МИИТ) обучаются в Китае

Рубрики: Образование
Смотр знаний и умений

Студенты отстаивают честь страны на мировых турнирах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru