В Калининграде 26−27 сентября состоялся ежегодный форум социально-кадрового блока ОАО «РЖД» под девизом «Люди. Вызовы. Решения». В нём приняли участие более 100 представителей всех железных дорог, функциональных филиалов компании и IТ-блока.
В ходе мероприятия были подведены итоги II Премии ОАО «Российские железные дороги» в области управления персоналом.
Фото: Сергей Смирнов
Награда была вручена в 11 номинациях − 10 основных (по ключевым направлениям работы кадрового блока) и одной специальной «Сделано с душой». Победители премии рассказали «Пульту управления» о своих HR-проектах.
Сергей Саратов,
начальник Департамента управления персоналом
ОАО «РЖД»:
– На сетевой школе заместителей руководителей холдинга «РЖД» по кадрам и социальным вопросам в Калининграде прошло вручение II Премии ОАО «РЖД» в области управления персоналом, что стало новой хорошей традицией кадрового блока – ежегодно отмечать лучшие проектные инициативы филиалов и дочерних обществ. Конечно, это очень важно – поддерживать проактивную позицию работников, мотивировать и вовлекать их в поиск новых решений в работе с персоналом. Но ещё важнее практическая сторона вопроса, результаты проектной работы. Мы видим, что премия стала коммуникационной площадкой, которая помогает делиться опытом, находить перспективные решения наиболее острых для компании вопросов и масштабировать лучшие практики на всю сеть.
НОМИНАЦИЯ «ПРИГЛАШАЕМ В КОМАНДУ»
Проект «Организация обучения по программам профессиональной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий (вебинаров) на базе структурных подразделений региональных дирекций»
Юлия Ноздрякова,
заместитель начальника службы управления
персоналом Западно-Сибирской железной дороги:
– Предпосылкой создания проекта стала необходимость укомплектования штата структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» работниками ведущих профессий. Обучение персонала рабочим профессиям требует отвлечения минимум на месяц. При этом подразделения учебного центра профессиональных квалификаций не всегда располагаются по месту предприятия. В итоге уже на этапе собеседования мы теряли потенциальных кандидатов, которые не хотели уезжать на длительное время из дома. Так пришла идея обучать людей в классах технической учёбы линейных предприятий, используя дистанционные технологии. К тому же Центром организации подготовки и развития рабочих уже активно внедрялись гибкие подходы к обучению: это обучение и в вечернее время, и в выходные, использовали всё, что могло бы удовлетворить потребности соискателей, при этом не потерять качество обучения.
Были выбраны базовые предприятия структурных подразделений Дирекции инфраструктуры, Дирекции энергообеспечения, Дирекции по ремонту пути, которые необходимо было дооснастить необходимым оборудованием. При поддержке главных инженеров дирекций оборудовать технические классы нам удалось в кратчайшие сроки, что позволило запустить проект. Будущие железнодорожники, а также уже действующие работники компании смогли обучаться на вебинарах. Ещё один плюс данного обучения – группы обучения формируются из кандидатов с нескольких дорог, что позволяет полностью удовлетворить потребности предприятий в подготовке персонала.
При поддержке Департамента управления персоналом мы реализовали наш пилотный проект с октября по декабрь 2023 года, а уже с января 2024 года запустили полностью, и программа действует по настоящее время.
В итоге на полигоне дороги на данный момент уже обучены 275 человек по специальности «монтёр пути», 37 человек – по специальности «электромонтёр контактной сети», 13 человек – по специальности «осмотрщик-ремонтник вагонов». Все обучившиеся работники в кратчайшие сроки адаптировались в профессии, быстро познакомились с предприятиями и коллективом, так как обучались на самом предприятии. Формат такого обучения оказался удобным и эффективным.
НОМИНАЦИЯ «СДЕЛАНО С ДУШОЙ»
Проект «Карьерный экспресс»
Екатерина Скороходова,
заместитель генерального директора АО «ФПК»:
– При формировании годового цикла молодёжной политики мы опираемся не только на основные направления целевой программы «Молодёжь АО «ФПК», но и на результаты корпоративных исследований. Так, в фокусе нашего внимания оказались обучение, развитие и карьерные возможности для молодёжи. Главной задачей стало создание экосистемы карьерных мероприятий для молодых работников, заинтересованных в личностном и профессиональном развитии. Проект «Карьерный экспресс» стал успешной практикой в работе с молодым поколением железнодорожников.
Одной из особенностей нашей компании является её кадровый состав. Более половины персонала – это представители рабочих профессий, в частности проводники пассажирских вагонов. Важным был и тот факт, что наибольшая нагрузка на персонал приходится в период летних и зимних перевозок. Всё это мы учли при формировании проекта. В течение года реализуем программу развития резервистов, вовлекая руководителей разных уровней. Осенью мы начинаем формировать перспективный кадровый резерв из числа молодых работников, через самовыдвижение. С зимы и до весны ребята составляют индивидуальные планы развития совместно с руководителями, участвуют в обучающих мероприятиях по трём ключевым блокам «Управляй собой», «Управляй командой», «Управляй проектом».
В период летних пассажирских перевозок работники обучаются самостоятельно, дистанционно, по плану обучения. Затем осенью и зимой их ждёт проектная или наставническая работа с руководителями или целевым кадровым резервом. Также идёт взаимообучение резервистов по сильным навыкам (производственные задачи, подготовка презентаций, работа с нейросетями и так далее). По результатам освоения программы формируется рейтинг, и для лучших участников открываются перспективы карьерного роста и приоритетного рассмотрения их кандидатуры на открытые вакансии с учётом опыта и компетенций.
В преддверии летних пассажирских перевозок, когда к нам приходят студенты, мы проводим вебинар «Управляй карьерой», где рассказываем о возможностях, социальной и молодёжной политике, перспективах развития в компании. В период летних и зимних пассажирских перевозок (когда до 70% молодых работников задействованы в обслуживании пассажиров) проводим онлайн-марафоны. Это «Карьерный марафон», посвящённый теме карьерного роста и личного развития, и «Карьерный маршрут», где мы детально разбираем траектории и шаги карьерного роста для массовых профессий, приглашаем на интервью руководителей, чей карьерный путь начинался с данных профессий. Эти форматы охватывают более 2 тыс. человек. Осенью и весной проводим «Менторские гостиные».
В 2023 году провели восемь гостиных на уровне аппарата управления компании, в 2024 году формат расширен на филиалы, для проведения встреч молодёжи с руководством. Это открытый диалог, во время которого обсуждаются различные вопросы, в том числе ближайшие задачи и роль молодёжи в их решении.
Сейчас проект охватывает уже более 5 тыс. человек, это около 30% молодых сотрудников. Мы сформировали и ежегодно обновляем кадровый резерв из числа перспективных молодых работников. Руководство филиалов АО «ФПК» и аппарата управления компании задействовано в проекте, доверяет результатам программы развития и рассматривает резервистов при открытии вакансий. А молодёжь получила полную информацию о возможностях для своего развития и ощущение причастности к достижениям и задачам компании. С 2023 года 28% резервистов получили горизонтальные и вертикальные перемещения, есть и те, кто вчера был занят в предоставлении сервиса нашим пассажирам, а сегодня решает корпоративные задачи на уровне аппарата управления компании.
НОМИНАЦИЯ «СОЗДАЁМ УСЛОВИЯ»
Проект: «Компенсация транспортных расходов работникам железнодорожных станций с ограниченной транспортной доступностью»
Алексей Гродь,
заместитель начальника Центральной дирекции
управления движением по кадрам
и социальным вопросам:
– В Центральной дирекции управления движением сменные работники добираются к месту работы и обратно в основном поездами пригородного и дальнего следования либо, если рейсов нет, на автотранспорте аутсорсинговых компаний, на рабочих поездах или грузовых поездах. А в некоторых местах автодорог нет. Например, по маршруту посёлок Тырма – станция Зимовье ближайшая федеральная трасса расположена в городе Облучье, это автодорога Р297 «Амур», а расстояние от станции Облучье до станции Зимовье – 141,8 км по железной дороге.
Чтобы сотрудникам было легче и удобнее добираться на работу, было решено расширить варианты транспортного обеспечения. Мы решили выделить железнодорожные станции с ограниченной транспортной доступностью, а также определить размер компенсации стоимости проезда, исходя из удалённости рабочего места от места жительства. Проект помогает работникам, которые добираются на работу самостоятельно и тратят на дорогу значительные денежные средства и время, а ещё стало легче привлечь персонал на станции, которые сложно укомплектовать кадрами из-за их труднодоступности.
Проект реализуется с июля по декабрь 2024 года в Октябрьской, Свердловской и Дальневосточной дирекциях управления движением.
Компенсация транспортных расходов распространяется на работников, доставка которых не осуществляется силами и за счёт работодателя: то есть они не могут доехать до рабочего места существующими способами и добираются другими видами транспорта или даже пешком (не менее двух часов в одну сторону с учётом ожидания транспорта). Сумма компенсации рассчитывается и начисляется за фактически отработанные смены за месяц. Компенсация транспортных расходов работникам железнодорожных станций с ограниченной транспортной доступностью составляет от 300 до 1050 руб. за каждую отработанную смену.
Мы видим эффекты проекта. Удалось обеспечить сохранение режима труда и отдыха людей, укомплектовать штат на дальних станциях, повысить удовлетворённость работников.
Уже принято решение о тиражировании этой инициативы на все структурные подразделения дирекции в 2025 году.
НОМИНАЦИЯ «ДЕЛАЕМ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ»
Проект «Мастерская управления»
Наталья Жованик,
заместитель начальника Северной железной дороги
по кадрам и социальным вопросам:
– Отметив необходимость обучения начинающих руководителей практическим навыкам управления, мы разработали проект «Мастерская управления». Это очная обучающая пятидневная программа для молодых руководителей. Её задача – формирование управленческой культуры руководителей операционного уровня в возрасте до 35 лет. Впервые подобное мероприятие проводилось по двум потокам: для тех, кто недавно вступил в должность, и для участников со стажем руководства от года до трёх лет. И это позволило более эффективно использовать время, отведённое на освоение материала. По некоторым темам участники потоков работали совместно.
Проект реализовывался на Северной дороге в ноябре 2023 года. Программа включала лекции и семинары, направленные на совершенствование навыков и качеств руководства (основы управления, деловое общение, эффективное использование активов, создание безопасных условий труда, целеполагание и планирование, личная эффективность, взаимодействие в команде, критическое мышление, стрессоустойчивость). Также участники обучения изучали образ современного лидера, основы трудового законодательства, прошли мастер-классы по цифровизации, мотивации персонала.
В ходе «Мастерской управления» с начинающими руководителями делились знаниями и опытом их старшие коллеги, помогая овладевать различными техниками, направленными на усовершенствование руководящих навыков и качеств.
В итоге 50 молодых руководителей получили важные управленческие навыки.
Проект «Мастерская управления» вызвал много положительных отзывов у участников первого этапа его реализации. Поэтому мы продолжили эту работу и в 2024 году. Руководители служб и центров железной дороги проводили мастер-классы по тем направлениям деятельности, которые необходимо знать начинающим управленцам.
НОМИНАЦИЯ «СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ»
Проект «Система взаимодействия с «Российскими студенческими отрядами»
Лидия Булина,
специалист по управлению персоналом отдела
подготовки кадров Центральной дирекции
по ремонтупути ОАО «РЖД»:
– Численность персонала Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП) ОАО «РЖД» в период летних путевых работ составляет более 32 тыс. человек, свыше 11 тыс. работников (36%) – молодёжь в возрасте до 35 лет. Большое внимание в дирекции уделяется работе с потенциальными сотрудниками – студентами вузов, колледжей и техникумов. Ежегодно на практику к нам приходят более 2 тыс. студентов. Чтобы повысить престиж и конкурентоспособность ЦДРП, создана система взаимодействия с «Российскими студенческими отрядами» (РСО).
Она включает комплексный план необходимых шагов и этапов – от формирования перечня образовательных организаций и вариантов работы с ними до разработки Справочника бойца ЦДРП и торжественного подведения итогов трудового семестра. В план включены и уже успешно реализуемые мероприятия, например конкурс профессионального мастерства по профессии «монтёр пути» для студентов РСО – в прошлом году в нём приняли участие 22 бойца.
Важное направление – предоставление бойцам студенческих отрядов удобных условий работы на наших объектах (комфортное проживание, трёхразовое питание, взаимодействие с опытными наставниками, поощрение, обучение).
ЦДРП ценит студентов и контролирует выполнение всех обязательств перед ними. Многие бойцы РСО, поработав у нас лето, возвращаются для прохождения производственной практики, а впоследствии трудоустраиваются в филиал. Например, в прошлом году 920 выпускников – бойцов РСО приняты на работу в структурные подразделения дирекции. В 2024 году практику прошли 1200 бойцов РСО, в том числе 48 белорусских бойцов. Силами студентов отремонтировано 277 км пути, уложено 260 стрелочных переводов, сборка и демонтаж рельсошпальной решётки составили 334 км, а также собрано 67 комплектов стрелочных переводов.
За счёт комплексного взаимодействия с РСО мы нацелены на увеличение числа задействованных на наших объектах бойцов и, как следствие, доли молодых специалистов в ЦДРП.
НОМИНАЦИЯ «ОФОРМЛЯЕМ УДОБНО»
Проект «Справочник инженера по подготовке кадров ЦДРП»
Анна Маслова,
заместитель начальника отдела подготовки кадров
Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД»:
– Инженер по подготовке кадров (ИПК) – многофункциональный специалист, он должен уметь работать с большим объёмом информации в режиме многозадачности. Чтобы повысить эффективность этой деятельности, рабочая группа из числа опытных работников, занимающихся подготовкой кадров в Центральной дирекции по ремонту пути, решила создать специальный справочник.
Справочник инженера по подготовке кадров ЦДРП – это инструмент адаптации для вновь принятых работников, обучающий материал, который содержит информацию по специфике функционала ИПК (планирование обучения; обучение рабочих, руководителей и специалистов; профессиональное развитие рабочих; работа со студентами, целевиками, студенческими отрядами, молодыми специалистами и первозимниками; взыскание денежных средств; адаптация и наставничество; выдача прав машинистам железнодорожно-строительных машин и многое другое).
В справочнике пошагово расписан алгоритм действий для сотрудников, присутствуют ссылки на подробные инструкции, для удобства приведены примеры расчётов денежных средств и шаблоны документов, а также у каждого раздела есть своё оглавление и список нормативных документов.
Первый тираж справочника появился в конце 2023 года. Его пилотное внедрение в ЦДРП уже показало свою эффективность: значительно улучшены рабочие процессы, поиск информации по работе сократился, специалисты чётко соблюдают инструкции. Для грамотного использования справочника в настоящее время по каждому его разделу запущены курсы в разделе «Час знаний» Системы дистанционного обучения ОАО «РЖД». Важно, что Справочник ИПК можно адаптировать для любого филиала компании.
НОМИНАЦИЯ «ЦЕНИМ ЗА ДЕЛО»
Проект «День монтёра пути ЦДРП»
Ольга Симакова,
ведущий специалист по управлению персоналом
отдела подготовки кадров Центральной дирекции
по ремонту пути ОАО «РЖД»:
– В период летних путевых работ в Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД» монтёрами пути работают свыше 13 тыс. человек (41% от списочной численности персонала дирекции). От труда этих работников во многом зависят качество и безопасность перевозок пассажиров и грузов. Так, в 2023 году при непосредственном участии монтёров пути реализован капитальный ремонт 4,6 тыс. км железнодорожного пути, сооружено 800 км пути в рамках нового строительства, уложено 2,3 тыс. комплектов стрелочных переводов. Важно признавать эти заслуги и учитывать профессиональные достижения работников. В этой связи в прошлом году на Слёте молодёжи ЦДРП в Иркутске молодые работники озвучили идею проведения Дня монтёра пути. Учитывая, что в ОАО «РЖД» текущий год объявлен Годом железнодорожных традиций, руководство дирекции решило поддержать эту инициативу и тем самым способствовать продвижению престижа профессии монтёра пути, проявить уважение к работникам.
Ежегодно в третью пятницу апреля в ЦДРП, во всех региональных дирекциях по ремонту пути и их структурных подразделениях будет отмечаться День монтёра пути (соответствующее распоряжение было подписано начальником ЦДРП 20 марта 2024 года). В этом году на торжества были приглашены ветераны и члены семей наших тружеников. В праздничной обстановке более тысячи монтёров пути получили награды всех уровней. При этом многие сотрудники профессиональный праздник встретили на рабочих местах, создавая надёжную инфраструктурную основу перевозочного процесса. В программе мероприятия были спортивные соревнования, концерты, выступление самодеятельных коллективов, инициативных талантливых работников, членов их семей и ветеранов, приглашённых студентов. С 2025 года День монтёра пути будет проводиться во всём инфраструктурном комплексе компании.
НОМИНАЦИЯ «ВЕДЁМ К ЦЕЛИ»
Проект «Подготовка резерва»
Светлана Татаренко,
заместитель начальника отдела управления
персоналом Октябрьской дирекции управления
движением – структурного подразделения
Центральной дирекции управления движением
ОАО «РЖД»:
– Работая с кандидатами в 2023 году, мы видели основные причины длительного назначения на должность: долгая подготовка к вопросам, которые ставят кандидату как уже действующему руководителю; нерешимость кандидата в связи с отсутствием лидерских качеств. При этом каждый из кандидатов был хорош в своём деле при своей должности: один был асом в вопросах обеспечения безопасности, другой – грамотным оперативщиком, хозяйственником или управленцем. Но понимание того, что они не отвечают на вопросы руководителей при собеседовании на должность, отсутствие времени на оперативную подготовку в некоторых случаях влияли на их решение о переходе на новый уровень. А это снижало действенность резерва в разрезе назначения на целевую позицию и увеличивало длительность закрытия вакансий номенклатурных должностей. При этом снижать планку при проведении собеседований категорически нельзя. Ведь вновь назначенный руководитель должен быть готов к работе с первых дней, а на адаптацию в должности уходит время.
Для решения проблемы был создан обучающий курс «Подготовка резерва», включающий мероприятия по формированию профессиональных и корпоративных компетенций.
Его задача – развернуть взгляд будущих кандидатов на производственные процессы уже сейчас, чтобы к моменту их назначения они пришли целостными руководителями.
Обучение стартовало в марте этого года. 12 руководителей, включённых в кадровый базовый резерв 2024 года на должности начальников станции 1–2-го класса и внеклассных станций, уже прошли первый модуль – теоретическое обучение. С лекциями для них выступили руководители Октябрьской дирекции управления движением. Они осветили наиболее актуальные темы, связанные с профессиональной деятельностью, по сути, дали информацию от «первого лица» по вопросам, обязательным для назначения и важнейшим с точки зрения задач, поставленных Октябрьской дирекции управления движением.
Следующий этап – стажировка на целевой позиции. Каждый слушатель выбрал комфортное время для её прохождения. База, приобретённая на стажировке, позволит без стресса для резервиста замещать в период отсутствия «владельца» целевой позиции, закрепляя и совершенствуя полученные навыки.
Впереди – тренинг на развитие лидерских качеств и навыков командной работы по теме «Эффективная коммуникация лидера», где участники отработают навыки, которые позволят занимать конструктивную позицию, научатся понимать интересы сторон, ясно и чётко излагать свои мысли.
Завершение курса планируется в конце ноября этого года. Будут проведены итоговые лекции, открытый диалог с опытными начальниками крупных станций и руководителями Октябрьской дирекции управления движением.
Осознанный руководитель, целенаправленный рост – вот что мы хотим получить. Проанализировав уже имеющиеся анкеты обратной связи и пообщавшись со слушателями, убедились в том, что курс актуальный, нужный. В 2025 году совместно с теми, кто сейчас обучается, мы будем адаптировать его для подготовки дежурно-диспетчерского персонала для вступления на первые руководящие должности (заместителя начальника станции, начальника станции 3–5-го класса).
НОМИНАЦИЯ «БЕРЕЖЁМ КОМАНДУ»
Проект «Приветственный конверт»
Галина Ислямова,
заместитель начальника Дирекции железнодорожных
вокзалов ОАО «РЖД»:
– Проект «Приветственный конверт» зародился ещё в 2023 году на Слёте поколений Дирекции железнодорожных вокзалов. Тогда работники кадрового блока и молодые сотрудники выступили с инициативой создания инструментов адаптации для вновь принятых работников. Целью являлась эффективная адаптация, помогающая не только быстро вводить новых работников в курс дела, но и создавать дружелюбную поддерживающую атмосферу, способствующую повышению уровня удовлетворённости сотрудников и снижению текучести кадров.
Проект «Приветственный конверт» реализуется в ДЖВ с февраля 2024 года. В настоящее время он выдаётся каждому вновь принятому работнику всех 15 региональных дирекций железнодорожных вокзалов. «Приветственный конверт» представляет собой брендированную папку, в которой собрана вся необходимая информация, включая QR-код с видеообращением начальника региональной дирекции, «Азбуку корпоративной культуры ДЖВ», а также информационные буклеты, в том числе НПФ «Благосостояние» и дорпрофжела.
Отдельно стоит отметить «Азбуку корпоративной культуры ДЖВ» – это специально разработанный путеводитель молодого работника по корпоративной культуре, ценностям компании, необходимым контактам и службам поддержки, льготам и обучению, системам кадрового резерва и наставничества, а также по многим другим полезным и необходимым в работе вопросам.
За несколько месяцев реализации проекта наблюдается положительная обратная связь от вновь принятых работников: многие отмечают, что чувствуют себя важными и ценными в компании, видят поддержку коллег и руководителей, а также выделяют практичность конверта, в который при приёме на работу можно сложить трудовой договор и иные документы, связанные с трудовой деятельностью.
Ни для кого не секрет, что успешная адаптация новых сотрудников отражается на работе и сплочённости всей команды, поэтому очень важно не упустить этот этап, в чём и помогает наш проект.
НОМИНАЦИЯ «РАЗВИВАЕМ КОМАНДУ»
Проект «Организация сетевой формы обучения студентов специальностей «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» с выдачей свидетельства о присвоении рабочей профессии»
Дмитрий Горлевский,
заместитель начальника Центральной дирекции
инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам
ОАО «РЖД»:
– В 2024 году значительно выросла конкуренция на рынке труда. В связи с этим стали актуальны вопросы развития практико-ориентированного обучения, которое, с одной стороны, позволяет работодателю повысить уровень кадрового потенциала, с другой – даёт дополнительные инструменты мотивации для учащихся всех форм обучения к профессиональному становлению и развитию. В связи с этим в текущем году Центральной дирекцией инфраструктуры совместно с вузами железнодорожного транспорта реализован проект «Организация сетевой формы обучения студентов специальностей «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» (ВО) и «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» (СПО) с выдачей свидетельства о присвоении рабочей профессии».
Проект позволяет нам в рамках основной образовательной программы вовлечь студентов в профессии «монтёр пути» и «оператор дефектоскопной тележки» через приобретение практических профессиональных навыков одновременно с обучением по основной специальности.
Получив профессию, студенты имеют возможность в период производственной практики работать в подразделениях компании, проходить профессиональную адаптацию, на практике применять полученные теоретические знания. При этом компания создаёт комфортные условия по режимам труда и уровню оплаты.
Этим летом 1389 студентов (в том числе 493 целевика) 2–3-х курсов из 50 образовательных организаций, расположенных в 85 городах России, получивших профессию, прошли производственную практику в дистанциях пути на оплачиваемых рабочих местах с допуском к самостоятельной работе под руководством опытных наставников.
Благодаря комплексному подходу при реализации проекта выпускники учебных заведений, завершившие на производственной практике адаптацию в профессиональной деятельности, придя в структурное подразделение, готовы занять должности бригадира по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений или мастера дорожного.
НОМИНАЦИЯ «РАБОТАЕМ СО СМЫСЛОМ»
Проект «Панно добрых дел»
Анна Хурчакова,
заместитель начальника по управлению персоналом
и социальным вопросам Читинской дирекции связи –
структурного подразделения Центральной станции
связи – филиала ОАО «РЖД»:
– Численность нашей дирекции очень большая, собрать коллектив на офлайн-мероприятиях сложно, а это ослабляет связи между сотрудниками. Мы понимали, что важно укрепить командный дух и корпоративную культуру, помочь людям проявлять лидерские качества и общаться. Да, в течение года мы проводим более 50 различных акций, вовлекая почти 90% сотрудников, – это посадки деревьев, субботники и так далее. Но это не всегда помогает объединять коллектив. Поэтому мы решили реализовать долгосрочный проект, который развивал бы горизонтальные связи между сотрудниками, причём не только между работниками одного уровня, но также между руководством и рядовыми работниками. Так родился проект «Панно добрых дел», он действовал в течение 2023 года среди сотрудников Дирекции связи Амурской области и Забайкальского края.
Мы создали панно размером 1,4 м на 1 м, состоящее из пазлов. Для изображения выбрали фотографию одного из участков Забайкальской магистрали. На ней было всё: наше забайкальское солнце, яркое небо, тайга, поезд, везущий уголь на восток страны, и люди, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта. Панно разделили на 115 пазлов (именно столько отделов, бригад, цехов в Читинской дирекции связи) и отправили их в трудовые коллективы.
Сотрудники подразделений решали сами, какое доброе дело они сделают. Кстати, узнав о проекте, в нём захотели принять участие и волонтёры из Иркутска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, школьники одной из школ Читы, Совет ветеранов Забайкальской дороги.
В итоге в рамках проекта участниками было совершено более 115 добрых дел. Например, коллектив ремонтной бригады станции Шилка собрал средства в помощь приюту для животных. Волонтёры отдела технического управления сети связи аппарата управления дирекции приобрели саженцы рябины и высадили их, получив разрешение в администрации Читы, возле главной площади города.
Серебряные волонтёры Читинского регионального центра связи организовали сбор игрушек и материалов для творчества для детей, которые лечатся в краевой больнице, навестили юных пациентов. Коллектив автотранспортного цеха Читинского регионального центра связи приобрел спортивные ботинки ребёнку из детского дома. А сотрудники кадрового блока аппарата управления дирекции привели в порядок квартиру одинокого пенсионера. Многие коллективы помогали военнослужащим, находящимся на специальной военной операции.
Когда добрый поступок был совершён, пазл занимал своё место на панно. Так все наглядно могли видеть, какие добрые дела совершают коллективы дирекции, и это объединяло. Сотрудники чувствовали сопричастность к этой инициативе. В итоге все пазлы собрались на панно в административном здании Читинской дирекции связи.
В проекте приняли участие 740 человек из 830 работающих в нашей дирекции. Проект сплотил коллектив, многие сотрудники узнали себя с новой стороны, например раскрыли свои лидерские качества. Есть коллективы, которые в рамках проекта искали партнёров в виде благотворительных организаций, местных администраций и так далее. Важно, что участие в проекте для многих сотрудников стало не разовым случаем, а носит системный характер и они ждут продолжения работы проекта.
Юлия Антич,
Марина Лепина