Для повышения производительности труда персонала и вовлечения его в решение корпоративных задач необходимо в том числе разрабатывать и актуализовать профессиональные стандарты для новых и межотраслевых видов профессиональной деятельности.
В ОАО «РЖД» эта работа ведётся постоянно и является эффективным инструментом обеспечения отрасли квалифицированными специалистами.
В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Всего в области железнодорожного транспорта приказами Минтруда России утверждено 102 отраслевых профстандарта. Ещё 220 относятся к межотраслевым.
Фото: Михаил Пермин/ИД «Гудок»
Фото: Сергей Авдуевский/ИД «Гудок»
Фото: Владимир Куликов
В 2024 году специалисты ЦОТЭНа актуализировали 20 профессиональных стандартов. Была произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены формулировки требований к умениям и знаниям, к уровню образования работников.
Например, стандарт «Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения» дополнен компетенциями в части управления рисками. В работе по актуализации мы опирались на анализ существующей практики и на утверждённое в РЖД «Положение об инструкторе по безопасности движения на железнодорожной станции центра организации работы железнодорожных станций».
ИНИЦИАТИВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Ещё один стандарт – «Работник по сопровождению локомотивов (моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов) в недействующем состоянии, груза и спецвагонов в пути следования» – был дополнен трудовыми функциями проводника по сопровождению груза и спецвагонов и проводника по сопровождению служебно-технического вагона. С предложением внести корректировки выступили непосредственные работодатели – железные дороги и Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД» (ЦДИ).
ТЯГА К БЕРЕЖЛИВОСТИ
Подчеркну, что все профессиональные стандарты дополняются умениями и знаниями в части применения инструментов бережливого производства.
Не исключение, например, стандарт «Работник по организации работы и отдыха локомотивных бригад, бригад рефрижераторных секций, проводников пассажирских вагонов». Он также дополнен трудовыми функциями начальника пункта подмены локомотивных бригад. С таким предложением выступила Дирекция тяги.
Мы считаем, что применение актуализированного стандарта повлечёт за собой повышение эффективности работы локомотивных бригад, совершенствование системы контроля качества работы машинистов и их помощников и усиление профилактической работы по обеспечению безопасности движения.
Экспертами ЦОТЭНа профессиональный стандарт «Специалист по организации и проведению лабораторного контроля качества материалов и запасных частей, применяемых при ремонте, техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры» дополнен описанием трудовых функций инженера химико-технической лаборатории железнодорожного транспорта и начальника лаборатории.
В соответствии с предложениями ЦДИ проведена актуализация профессионального стандарта «Специалист диспетчерского аппарата подразделения по обслуживанию сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта». В современных реалиях работник должен уметь применять технологии имитационного моделирования (цифрового двойника инфраструктурного комплекса).
Применение данного стандарта позволит совершенствовать структуру организации и управления процессом технического обслуживания и ремонта инфраструктуры ОАО «РЖД», улучшит системы сбора, хранения и обработки полученной при выполнении работ по прогнозированию информации.
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ
В соответствии с дорожной картой по созданию новых профессий и должностей мы ежегодно разрабатываем и актуализируем профстандарты.
Так, необходимость актуализации профессионального стандарта «Работник по техническому обслуживанию и ремонту объектов железнодорожной электросвязи» возникла в связи с обновлением пассажирского парка, введением в эксплуатацию порядка 2450 инновационных вагонов. В профстандарте описаны трудовые функции новой должности «бортинженер» – железнодорожникам предстоит осуществлять техническое обслуживание в пути следования пассажирских вагонов с микропроцессорной системой диагностики и предиктивной диагностики технического состояния.
Актуализация профстандарта «Специалист пассажирского (туристского) поезда» вызвана необходимостью дополнения его трудовыми функциями новой должности «администратор туристского поезда». Главная задача этих специалистов – обслуживание пассажиров туристского поезда в пути следования, разрешение конфликтных ситуаций, консультационная помощь, предоставление дополнительных услуг, сбор информации для дальнейшего развития продуктовой линейки.
Внедрение стандарта позволит повысить качество предоставляемых под брендом «РЖД» туристских услуг и обеспечить конкурентоспособность холдинга на этом рынке.
ЗНАК КАЧЕСТВА
Фото: Бронислав Сурин/ИД «Гудок»
В 2025 году будет продолжена актуализация профстандартов. Для повышения качества обслуживания грузов и пассажиров, применения передовых информационных технологий, развития кадрового потенциала в компании реализуется проект по созданию центров управления железнодорожными станциями на участках сети, оборудованных системами удалённого управления стрелками и сигналами (ЦУС).
В связи с этим профессиональный стандарт «Специалист по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на раздельных пунктах» будет дополнен трудовыми функциями специалистов ЦУСа.
Также в РЖД реализуется проект по возложению отдельных функций дежурного по железнодорожной станции на электромеханика сигнализации, централизации и блокировки. В связи с этим в профессиональный стандарт «Специалист по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры на малоинтенсивных железнодорожных участках» будут внесены необходимые изменения.
В 2025 году планируется разработать профстандарты на новую должность «специалист по эксплуатации железнодорожной связи» и новую профессию «слесарь по ремонту высокоскоростного подвижного состава»