В настоящее время формат традиционных лекций и семинаров в вузах разбавляется проектной работой, направленной на получение практического опыта. Для каждой специальности определяется свой пул задач, которые поступают от университета, компаний-партнёров либо оформляются из идей самих студентов. В отраслевых учебных заведениях студенческие проекты перерастают в целые стартапы.
Фото: 123rf/legion-media
Участие в проектной деятельности помогает студентам получить навыки командной работы и публичных выступлений, развить лидерские качества, пополнить портфолио. «Это также позволяет сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели», – подчеркнул ранее глава Министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Проектная деятельность
Во многих вузах проектную деятельность выделяют как отдельную дисциплину. По такому пути, в частности, идёт Российский университет транспорта (МИИТ), где подобная образовательная модель внедрена с 2021 года. Новая дисциплина была включена во все учебные программы специалитета и бакалавриата. Работа строится следующим образом: студенты выбирают тему проекта, над которой работают в течение семестра, затем свои технологические разработки они поэтапно презентуют на открытых защитах в институтах и академиях вуза. Лучшие инновационные идеи допускаются к демодню – выставочной экспозиции и питч-сессии, – там проекты оценивают ведущие эксперты отрасли.
В настоящее время в РУТ (МИИТ) в рамках модуля проектирования разработано более тысячи проектов, большинство из которых направлено на решение реальных проблем индустрии. «Это помогает будущим специалистам интегрироваться в деятельность предприятий уже в процессе обучения. Около трети студентов РУТ включаются в реальную деятельность транспортных компаний именно через такие активности», – подчеркнул ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.
Среди разработанных в этом году проектных решений – «Виртуальный помощник юриста» для АО «РЖД Логистика». Студенты создали цифровой сервис, который позволяет сотрудникам быстро находить юридические ответы и ориентироваться в большом объёме информации. Автоматически можно получить консультацию юриста, локальные нормативные акты, образцы договоров, информацию о закупках и охране труда, а также учредительные документы.
Ещё один проект – «Веб-приложение рейтинга активности специалистов ЦФТО ОАО «РЖД». Начинающие разработчики создали веб-приложение, позволяющее оценивать специалистов по различным критериям (количество предложенных проектов, активность в их реализации, успешное завершение проектов и уровень дохода). При сетевом внедрении программа сможет собирать и обрабатывать большие объёмы данных и отображать наглядную информацию о сотрудниках в различных разрезах.
Фото: РУТ (МИИТ)
Фото: ИРГУПС
Фото: ИРГУПС
Стартап как диплом
Ещё один метод проектной работы успешно внедрил Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС). Там студенты-старшекурсники могут выполнить выпускную квалификационную работу (ВКР) в формате стартапа. Такая ВКР представляет собой бизнес-проект, демонстрирующий уровень подготовки студента к самостоятельной профессиональной деятельности.
В этом году выпускники ИрГУПСа защитили такие проекты, как «Разработка системы поддержки принятия решений по действиям в условиях размыва путей Улан-Баторской железной дороги», «Совершенствование инструментов и принадлежностей для осмотра вагона», «Разработка цифрового терморегулятора салона электропоезда ЭД9М», «Проектирование цифровой экосистемы туристических услуг». Формат «Стартап как диплом» продолжит развиваться в университете.
Клуб разработчиков
Проектной работой студенты отраслевых вузов занимаются и внеурочно. Например, на базе Приволжского государственного университета путей сообщения (ПривГУПС) функционируют студенческие научные кружки и студенческое научное общество. Там под руководством преподавателей студенты разрабатывают проекты, направленные на решение отраслевых задач. Молодым самарским учёным уже есть чем похвастаться. Этим летом их разработка «Цифровой планировщик погрузки» признана лучшей среди команд отраслевых вузов в конкурсе проектов по развитию транспортно-логистической отрасли, состоявшемся в рамках VI Конференции транспортно-логистического блока холдинга «РЖД».
Студенты ПривГУПСа разработали программное обеспечение, позволяющее определить оптимальный порядок выполнения набора погрузочно-разгрузочных операций при терминальной обработке контейнеров.
Единый подход
Развитие проектных форматов обучения – важная часть повестки развития транспортного образования. Чтобы унифицировать подходы к этой работе, в РУТ (МИИТ) этим летом состоялся семинар по организации проектной деятельности студентов. В мероприятии приняли участие представители десяти отраслевых университетов из разных городов России, включая Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Омск, Ульяновск, Самару, Иркутск, Хабаровск и Ростов-на-Дону. «Масштабирование проектных форматов – это сложный процесс, требующий переосмысления подходов к образованию и больших организационных усилий. Первый шаг – найти общий язык и договориться о принципах, которые будут приняты всеми вузами транспортной системы. Впереди много работы по разворачиванию проектного модуля, формированию совместных проектных команд и запуску первых студенческих проектных соревнований», – подчеркнул в ходе семинара первый проректор РУТ (МИИТ) Владимир Тимонин.
Планируется, что в ближайшее время появится единый план внедрения проектной деятельности в процесс обучения студентов отраслевых вузов.
Юлия Антич