Компания «Российские железные дороги» готова расширить географию применения собственных цифровых сервисов и распространить их на международные маршруты. Об этом рассказал на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) начальник отдела анализа, стратегии и комплексных вопросов международного
сотрудничества ОАО «РЖД» Трофим Яковлев.
Сегодня как никогда востребованы полноценные цифровые коммуникации, бесшовные перевозочные технологии и электронный документооборот, отметил Трофим Яковлев в своём выступлении. Для вовлечения новых участников в цифровую повестку и преодоления всех форм цифрового разрыва при осуществлении перевозок ОАО «РЖД» готово предоставить свои компетенции в области цифровизации железнодорожных перевозок и организации электронного документооборота (ЭДО).
РЖД делятся цифровым опытом
При этом может быть использован опыт, например, проекта электронного таможенного администрирования транзитных перевозок, который РЖД реализовали с участием Белорусской железной дороги, таможенных служб двух стран. Его целью было формирование при импорте и транзите непрерывной технологической цепочки информационного обмена на всех этапах таможенного транзита. В настоящее время данная безбумажная технология применяется для проекта «Интертран».
Сокращается время на бюрократические процедуры
Реализация цифровых технологий и автоматизация операций по оформлению документов в рамках проекта «Интертран» позволили сократить общее время оформления груза в среднем на четверо суток, говорил в интервью «Гудку» первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов. Сокращение срока происходит прежде всего за счёт перевода заявок в электронный вид. В рамках проекта были внедрены мобильные рабочие места для приёмосдатчиков и тальманов в порту, осуществлены операции по электронному закрытию таможенного транзита на станции прибытия.
Кроме того, сокращены непроизводительные потери, связанные с перемещением работников для оформления таможенных, перевозочных документов в порту и на станции назначения.
«Самое важное – сокращается время на административные процедуры при неизменном графике движения поездов. А это значит, что, не меняя скорости и интенсивности движения контейнерных поездов на сети, мы предоставляем грузоотправителю общую экономию времени доставки товаров в пункт назначения. Это повышает скорость оборота капитала и в итоге приносит клиентам дополнительные экономические эффекты», – отмечал Сергей Павлов.
Площадка для клиентов
В РЖД запущен сервис оформления мультимодальной грузовой перевозки «Мультилог», рассказал Трофим Яковлев. Это единая площадка для клиентов и поставщиков услуг, позволяющая оформить мультимодальную перевозку груза от двери до двери в формате одного окна, объединив возможности всех участников рынка транспортной логистики.
«Сервис на данный момент имеет высокий потенциал дальнейшего развития. В разработку программного обеспечения положен принцип интеграционного взаимодействия с существующими сервисами «Российских железных дорог», – рассказал представитель ОАО «РЖД».
Тестирование в 2023 году обмена данными и успешная передача сформированных электронных перевозочных документов в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) стали важным шагом к созданию концепции Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).
В 2024 году планируется расширение числа участников и присоединение к тестированию водного вида транспорта, что позволит обеспечить бесшовность логистики в России.
Фото: Михаил Пермин/ИД «Гудок»
Новые технологии на МТК
Первоочередные задачи в области внедрения цифровых технологий на маршрутах международных транспортных коридоров (МТК) сформулировал главный специалист АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», которое выступило организатором семинара, Владимир Коростелёв.
Прежде всего следует рассмотреть саму возможность совместного внедрения электронного документооборота на МТК. Для этого предстоит определить первоочередные формы внешнеторговых и транспортных документов для перевода в электронный вид и построения систем электронного документооборота.
В изучении нуждается и возможность осуществления двусторонних и многосторонних пилотных проектов по реализации трансграничных систем ЭДО на основе применения международных стандартов. Основные принципы этих стандартов прописаны, например, в рамочном соглашении об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое вступило в силу 20 февраля 2021 года.
Фото: Александр Саверкин/ИД «Гудок»
К ним относятся:
• функциональная эквивалентность бумажных и электронных документов;
• отсутствие дискриминации использования электронных сообщений – никто не должен навязывать свои технологии;
• техническая нейтральность – этот принцип подразумевает, что государство не должно задавать предпочтительные или нежелательные виды техники;
• повышение уровня оперативной совместимости;
• повышение эффективности упрощения процедур торговли и более строгое соблюдение нормативных требований;
• сотрудничество между государственным и частным секторами;
• совершенствование трансграничного пространства доверия.
«Раскрытие потенциала «цифры» будет способствовать значительному ускорению продвижения товаропотоков. Переход от бумажных документов к электронным идёт полным ходом. Следующий этап – использование в электронном формате товаросопроводительных документов. Это позволит существенно ускорить процедуры оформления перевозок всеми участниками процесса», – отметил Трофим Яковлев.
Дмитрий Коптев