Цифровые инструменты внедряются практически во всех отраслях, в том числе в одной из самых ключевых – в здравоохранении. Применение новых технологий не только способно повысить качество жизни людей, но и работает на её продолжительность. Какую роль медицинские помощники играют уже сегодня, разбирались эксперты в рамках сессии «Цифровые медицинские помощники в России – достижения и перспективы» Восточного экономического форума.
Фото: Александр Хаммельн
Обязательный шаг
Среди ключевых задач, стоящих сейчас перед отечественной сферой здравоохранения, – создание цифровых медицинских помощников. Как ожидается, за данной технологией большое будущее. Проект даже включён в Паспорт стратегии цифровой трансформации отрасли «Здравоохранение» до 2024 года и на плановый период до 2030 года Минздрава России.
В широком смысле цифровые помощники представляют собой совокупность технологических средств и программных сервисов. Они помогают автоматизировать процессы. Например, могут заполнить медицинскую карту пациента. Кроме того, с их помощью можно в целом быстрее и эффективнее собирать, изменять и хранить данные.
В России сейчас ведётся активная работа по развитию и внедрению цифровых медицинских помощников. В ней задействованы разные участники, в том числе крупные IT-компании. По мнению директора Центра индустрии здоровья Сбербанка Сергея Жданова, внедрение цифрового помощника здоровья на базе искусственного интеллекта – это обязательный шаг, который нужно сделать для развития системы сохранения здоровья человека.
Фото: Максим Каширин/пресс-служба ОАО «РЖД»
Социальный вектор
В настоящее время Минздрав России реализует пилотный проект «Персональные медицинские помощники». Его цель – создание сервисов и медицинских изделий для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья граждан. В пилоте участвуют госкорпорация «Ростех», восемь субъектов Федерации, а также медицинские организации Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) и Росздравнадзор.
В рамках проекта определены две ключевые нозологии – артериальная гипертензия и сахарный диабет. Создан и функционирует прототип платформы. Более 23 тыс. пациентов с артериальной гипертензией или сахарным диабетом взяты на дистанционное наблюдение в десяти регионах.
«До конца 2024 года будет проведена клинико-экономическая оценка эффективности дистанционного наблюдения в целях подготовки решения о тиражировании результатов пилотного проекта с 2025 года. При этом промежуточный анализ по результатам наблюдения за пациентами, находящимися на дистанционном наблюдении, уже показал положительный эффект», – рассказал заместитель министра здравоохранения РФ Вадим Ваньков.
Всего же согласно национальному проекту «Здравоохранение» к 2030 году 50% пациентов с артериальной гипертензией и 50% с диабетом (около 7 млн человек) должны быть обеспечены портативными устройствами мониторинга состояния здоровья.
Искусственный интеллект
Важную роль в применении цифровых помощников, безусловно, играет искусственный интеллект (ИИ). По данным международного агентства Markets And Markets, уже в течение ближайших пяти лет среднегодовой прирост рынка ИИ в медицине составит 48,1%.
Россия не отстаёт от мирового тренда. Минздрав России поддерживает внедрение технологий на базе ИИ, в том числе работает над совершенствованием нормативно-правового регулирования в части создания и регистрации медицинских изделий с ИИ.
«В области ИИ ведомство ведёт системную работу с 2019 года. Так, в 2023 году были инициированы изменения в паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура». Сегодня уже зарегистрировано 37 медицинских изделий с ИИ», – сообщил Вадим Ваньков. Он также добавил, что Минздравом совместно с правительством Москвы реализована возможность предоставления регионам доступа к централизованным ИИ-сервисам, обрабатывающим результаты компьютерной томографии, рентгенографии и маммографии по средствам взаимодействия с платформой «МосМедИИ» на безвозмездной основе».
Цифровой подход железнодорожников
Сеть клиник «РЖД-Медицина» идёт в ногу со временем и тоже активно внедряет цифровые решения в своей работе. Ключевой ориентир для реализации инноваций – повышение качества обслуживания клиентов.
«Помимо оказания медицинских услуг населению мы ещё и обслуживаем крупных промышленных клиентов. Внедрение цифровых медицинских помощников, искусственного интеллекта, безусловно, необходимо», – отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «РЖД-Медицина» Алексей Фролов.
«РЖД-Медицина» не сводит применение цифровых помощников только к голосовым ассистентам или большой языковой модели, которая формирует данные для врача. Область их использования гораздо шире. «Например, мы используем алгоритмы нейронных сетей для выявления очередей в регистратуру, чтобы эффективно обрабатывать потоки клиентов, которые приходят в наши медицинские учреждения», – рассказал Алексей Фролов.
Кроме того, новые технологии применяются для автоматизации работы call-центров. Они помогают сотрудникам понять, к какому специалисту лучше записать пациента (исходя из озвученных симптомов). Наряду с совершенствованием операционных процессов цифровые помощники применяются и в других направлениях, в частности для повышения качества лечения и поиска новых методов.
При этом главным в развитии технологий по-прежнему остаётся человек. Да, инновации распространяются стремительно. Однако полностью вверить жизнь и здоровье человека цифровым алгоритмам всё ещё нельзя. Как подчеркнул Алексей Фролов, сведения от больших языковых моделей должны восприниматься аккуратно. Нельзя допускать, чтобы технология ошиблась и это привело к нежелательным последствиям.
Алексей Алеев
Фото: Максим Каширин/пресс-служба ОАО «РЖД»