Ускорить движение

Ускорить движение

Роль инновационных составов в перевозках на Дальнем Востоке

Использование инновационных вагонов в перевозках по восточному направлению является одним из действенных способов увеличить объёмы вывоза грузов в направлении Восточного полигона. К такому выводу пришли участники конференции «PRO//Движение.Сибирь», организованной ИД «Гудок» 13 сентября в Новосибирске.

Фото: Бронислав Сурин/ИД «Гудок»


Сегодня Восточный полигон остаётся самым загруженным направлением, где спрос на перевозки со стороны грузоотправителей превышает возможности инфраструктуры.

Минимизировать профицит

Как отметил в ходе выступления на конференции заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков, сейчас на сети наблюдается тенденция роста парка вагонов: «Если рассматривать динамику за последние шесть лет, то у нас парк вагонов увеличился на 260 тыс. и достиг абсолютного своего максимума – 1 млн 360 тыс. вагонов на сети общего пользования».

Профицит вагонов отражается на перевозочном процессе, заметно замедляя движение. Задача по сбалансированности количества вагонов сейчас обсуждается на разных уровнях, идёт активный поиск решений.

Одним из таких решений является маршрутизация, которая за последние шесть лет, по данным Михаила Глазкова, увеличилась на 7,8%. Этот способ позволяет сократить количество сортировок в пути. Приведём пример: переработка угля на сортировочных станциях снизилась на 16%. Но из-за несбалансированности числа вагонов сортировочные станции из «фабрики маршрутов» зачастую превращаются в станции накопления и отстоя излишнего парка подвижного состава, что существенно сказывается на замедлении вагонопотоков. Из 5 тыс. путей промежуточных, грузовых и технических станций, предназначенных для проведения технологических операций с грузовыми поездами вместимостью от 71 условного вагона, 1120 занято избыточным порожним подвижным составом, что почти на 25% снижает манёвренность сети железных дорог, подсчитали в ЦД.

Умные составы

Что же касается ускорения движения на Восточном полигоне, то здесь веское слово за инновационными вагонами. Как сообщил исполнительный директор «Объединения вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семёнов в ходе конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», 18% от общего парка на сети (при общем количестве 1 млн 360 тыс. единиц) – инновационные вагоны на тележках с осевой нагрузкой 25 тонна-силы.

В 2024 году ОАО «РЖД» и железнодорожные операторы подвижного состава смогли увеличить концентрацию инновационных вагонов на Восточном полигоне, рассказал Михаил Глазков. Сегодня эта цифра составляет 110 тыс. инновационных вагонов. Цель – довести до 118 тыс. единиц такого подвижного состава.

«Это позволит обеспечить плановые параметры вывоза угольной продукции в инновационном подвижном составе поездами весом 7,1 тыс. тонн (71 условный вагон). И только это технологическое решение даёт прирост провозной способности на 4 млн тонн», – сказал он.

Этот показатель по задействованию парка инновационного подвижного состава заложен в паспорте развития Восточного полигона. «И именно на эти цифры нам надо выходить», – подчеркнул Михаил Глазков.

По его словам, благодаря консолидации парка инновационных вагонов на Восточном полигоне ОАО «РЖД» совместно с операторами удалось в этом году увеличить на 16% отправки тяжеловесных поездов весом 7,1 тыс. тонн (71 условный вагон) без дополнительной нагрузки на инфраструктуру.

Как отметили в пресс-службе АО «Национальная транспортная компания» (НТК), сейчас на Восточном полигоне задействовано 80% парка инновационных вагонов компании. И именно за счёт вагонной составляющей оператор вывозит дополнительный объём грузов. Немаловажно, что для инновационных вагонов РЖД предоставляют скидку на тариф для гружёного пробега, подчёркивают в компании.

Технология работает

Как отметил начальник Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александр Грицай, использование инновационных вагонов позволяет перевезти больше грузов с полигона дороги на восток.

Напомним, ЗСЖД остаётся ключевой магистралью для отправок в восточном направлении. Так, по словам Александра Грицая, в начале 2024 года общий объём отправления угля (основного груза ЗСЖД. – Ред.) в инновационных вагонах составлял 42%. Уже к концу августа цифра выросла до 66%.

«Считаем, что это не предел. Мы дополнительно перевезли 400 тыс. тонн угольной продукции за счёт использования инновационных вагонов», – подчеркнул он.

Сегодня с полигона ЗСЖД только 40% инновационных вагонов уходит в организованных маршрутах, однако «все остальные вперемешку» с обычными вагонами в составе поездов, отметил Михаил Глазков.

Глава «Уголь-Транс» Хасян Зябиров в ходе своего выступления добавил, что поезда весом 7,1 тыс. тонн (71 условный вагон) существенно длиннее, чем платформы технических железнодорожных станций. По его словам, если поезда весом 7,1 тыс. тонн составлены не из инновационных вагонов, то «хвост торчит на перегоне». В этом случае железнодорожники не могут принимать поезда. Поэтому важно и формировать поезда из инновационных вагонов, и совместно развивать инфраструктуру.

Хасян Зябиров отметил, что одной из станций, которая может принимать длинносоставные поезда с включением инновационных вагонов, стала углесборочная станция Юрково (она введена в августе этого года УК «Кузбассразрезуголь»). Юрково работает по сквозной технологии, предусматривающей приём и отправление маршрутов поездными локомотивами ОАО «РЖД» прямо к месту назначения, минуя станции примыкания российских железных дорог. «Всегда развитие инфраструктуры и технологии даёт максимальный эффект в вывозе грузов, предъявленных к перевозке», – сказал Хасян Зябиров. Это справедливо: ведь такая технология позволяет увеличить оборот вагонов и сократить время перевозок.

21.10.2022 ЗСЖД развитие примыкания к Сарбале 2.jpg
Фото: Михаил Пермин/ИД «Гудок»
Инновации необходимы

Как отмечает Евгений Семёнов, сегодня для улучшения провозной способности сети важно не только развивать инфраструктуру, но и обновлять парк с улучшенными техническими характеристиками: «Должны быть инновации, должны быть новые решения, новая техника». По его словам, если увеличить на 10% количество инновационных вагонов на Восточном полигоне, то это даст в плюсе около 1,5 млн тонн грузов, перевозимых в полувагонах.

В НТК подчёркивают, что для решения проблемы пропускной способности Восточного полигона важно, чтобы ОАО «РЖД» продолжало стимулировать грузоотправителей переходить на инновационные вагоны, так как их стоимость существенно выше, чем стандартного подвижного состава. Таким образом, разница в тарифе будет являться действенным механизмом.

Прогнозы на конец года

Важность совместных решений по маршрутизации грузопотока, а также «свое­временности и прогнозности его выстраивания» отметил в ходе «PRO//Движение.Сибирь» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (по оперативной работе) ОАО «РЖД» Валерий Баккал.

Представитель ЦФТО прогнозирует, что в IV квартале 2024 года ситуация с перевозками улучшится как в восточном, так и в западном направлении. Будет также выполнен график с небольшим опережением по вывозу угольной продукции.

В свою очередь Михаил Глазков добавляет, что при рассмотрении перспективы можно говорить об изменении структуры вагонопотока. В частности, предполагается рост спроса на перевозки в экспортном направлении в первую очередь угольной продукции.

«Сегодня грамотное, чёткое планирование и совместная работа с грузоотправителями, грузополучателями, с портами и собственниками подвижного состава может обеспечить те объёмы предъявляемого к перевозке груза, которые сегодня заявляются на IV квартал», – резюмировал Михаил Глазков.

Ольга Шелкова
По осени считают

Законодатели вернутся к рассмотрению схемы «вези или плати»

Рубрики: Перевозки
Турбулентность рынков

Железнодорожные грузоперевозки под прессом экономической нестабильности

Рубрики: Перевозки
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности
Уильям Ирвин
«Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности». Издательство «АСТ» 2022 год
Деньги делают деньги: от зарплаты  до финансовой свободы
Дмитрий Лебедев
«Деньги делают деньги: от зарплаты до финансовой свободы». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru