Продовольственная безопасность определяется как ситуация, в которой все граждане государства в каждый момент времени имеют доступ к пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Уже из этого определения видно, какую роль в обеспечении продовольственной безопасности всех стран мира играет логистика.
Фото: Валентин Спринчак/ТАСС
Транспортно-логистическая составляющая продовольственной безопасности стала одной из тем для обсуждения на встрече экспертов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) «Объединяя возможности: новые маршруты, надёжные партнёры», организованного АНО «Дирекция международных транспортных коридоров».Каждая четвёртая партия пшеницы на мировом рынке выращена в РФ
Как заявил в своём выступлении заместитель директора ФГБУ «Агроэкспорт» Евгений Зайцев, сельское хозяйство является одним из драйверов роста экономики России. В последние пять лет валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в РФ стабильно превышает 120 млн тонн.
«Не менее впечатляющих успехов удалось добиться и в части увеличения поставок аграрной продукции на зарубежные рынки», – отметил Евгений Зайцев. В общей сложности за 10 лет отечественный аграрный экспорт увеличился в 2,6 раза, с $17,2 млрд в 2013-м до $43,5 млрд в 2023 году.
Сегодня Россия направляет продовольствие более чем в 160 стран и является мировым лидером по поставкам пшеницы, гороха, ячменя, масличного льна, мороженой рыбы, занимает ведущие позиции по подсолнечному маслу и ряду другой продукции. В частности, каждая четвёртая партия пшеницы на мировом рынке имеет российское происхождение.
Рекордные результаты в сельскохозяйственном производстве и существенный экспортный потенциал требуют высокого уровня развития товаропроводящей инфраструктуры и расширения географии присутствия отечественной продукции на мировых рынках. В 2023 году российским экспортёрам удалось перераспределить грузопотоки на новые перспективные направления. Так, доля отгрузок в страны Евросоюза сократилась с 9% в 2022 году до 7%. При этом поставки в страны Азии, Ближнего Востока и Северной Африки составили в 2023 году более 81% от общего объёма аграрного экспорта, увеличившись за год на 8,7%.
Нарушение логистических цепочек
В последние годы мировая торговля столкнулась с серьёзными вызовами, связанными с природными факторами, а также ростом геополитической напряжённости в регионах прохождения важных морских торговых маршрутов, отмечают эксперты СВМДА. Компании сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к новым торговым потокам, менять стратегии по распределению продукции и разрабатывать новые логистические решения. Эти изменения не только влияют на структуру мировой логистики, но и открывают новые горизонты для развития международных транспортных коридоров, оптимизации и диверсификации глобальных грузопотоков.
Таким фактором в 2023 году, например, стало обмеление Панамского канала, которое напрямую отразилось на потребителях во многих странах. В СМИ разных стран появлялась информация о перебоях в поставках энергоносителей, потребительских товаров и продуктов питания.
Другим важным вызовом в последнее время является нарушение безопасности морских перевозок на глобальных маршрутах. Инциденты в Красном море и Аденском заливе затрагивают интересы многих стран и нарушают почти 20% мировых морских перевозок.
Также в последние годы наблюдался резкий рост логистических издержек. Так, плата за проход через проливы Босфор и Дарданеллы в период с 2022 по 2024 год увеличилась в 6,3 раза, с $0,8 до $5,07 за тонну. Стоимость прохода через Суэцкий канал в январе 2024 года увеличилась на величину от 5% до 15% в зависимости от типа судна. Помимо этого во многих акваториях выросли затраты на страхование.
«Грузоотправители и перевозчики в Российской Федерации испытывают дополнительное давление, связанное с санкциями недружественных стран», – отмечается в докладе «Агроэкспорта». Их следствиями стали уход крупнейших мировых контейнерных перевозчиков с российского рынка, ограничения на перевозки автомобильным и авиационным транспортом в направлении европейских стран, отказ ряда судоходных компаний от захода в порты России и многое другое. Это привело к перекрытию традиционных маршрутов поставки товаров и формированию очередей на погранпереходах, а также влечёт за собой дополнительные временные и финансовые затраты и риски сохранности грузов при перевозке.
Коридоры через Евразию
Всё это побуждает производителей и экспортеров, в том числе участников агропромышленного рынка, трансформировать привычные логистические цепочки и искать новые направления и каналы поставки в рамках внешнеэкономической деятельности. В связи с этим резко возросло значение международных транспортных коридоров (МТК) как альтернативных транспортных артерий.
В настоящий момент можно выделить два основных транспортных коридора, функционирующих на территории России. Один из них – международный транспортный коридор Север – Юг, конечными точками которого являются Санкт-Петербург на севере и Мумбаи на юге. По сравнению с морской доставкой через Суэцкий канал (не говоря уже о пути вокруг Африки) доставка по нему грузов из Северной Европы в страны Персидского залива и Южной Азии быстрее почти в два раза.
Ключевыми участниками МТК Север – Юг являются Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Индия. Всего же в МТК Север – Юг входят 14 стран, и число их постепенно увеличивается. Недавно появилась информация о возможном включении в орбиту коридора Танзании, которая может стать ключевым хабом для поставки товаров в страны Восточной Африки.
Второй стратегический маршрут – МТК Восток – Запад, он связывает Европу и Азию и призван обеспечить растущие грузопотоки в интересах всех стран Большой Евразии, отметила начальник отдела международного взаимодействия и логистики АНО ДМТК Наталья Задонская.
Значительная часть коридора проходит по территории России с выходами на Китай, Казахстан, Монголию и Корейский полуостров. Его основой является маршрут евро-азиатских транспортных связей (ЕАТС) № 1 – Транссибирская магистраль и её ответвления.
«В целях привлечения внешнеторговых, в том числе транзитных, грузопотоков на это направление мы развиваем всю систему транспортных коммуникаций коридора», – рассказала Наталья Задонская. Ключевым элементом этого развития является программа расширения Восточного полигона, третий этап которой стартовал в апреле 2024 года. К 2032 году провозная способность полигона вырастет со 180 млн тонн в год (план на конец 2024 года) до 270 млн тонн в год.
Кроме увеличения провозной способности железных дорог реализуются программы развития портовой и транспортно-логистической инфраструктуры. В соответствии с федпроектом «Развитие опорной сети морских портов» к 2030 году совокупная мощность портов Дальнего Востока вырастет на 60 млн тонн и составит 275 млн тонн в год. Проект «Формирование сети транспортно-логистических центров» предусматривает создание в регионах РФ сети узловых ТЛЦ мощностью до 18 млн ДФЭ в год к концу 2030 года. Прогноз на конец 2024 года – 7,5 млн ДФЭ.
«Видим необходимость формирования сети скоростных автомагистралей, которая будет выполнять системообразующую функцию, создающую дополнительные возможности для развития коридора. Подобно Транссибу, континентальной артерией должен стать новый автотранспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока», – говорит Наталья Задонская.
Скоростные магистрали, отмечает она, обеспечат оптимальную с экологической и энергосберегающей точек зрения скорость движения транспортных средств, позволят увеличить скорость движения товаров, сократив время в пути на 40%, что, по некоторым оценкам, приведёт к снижению транспортной составляющей в цене продукции на 12–16%.
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Дальневосточного региона входит в число безусловных приоритетов государственной политики России на ближайшее десятилетие, отмечает Евгений Зайцев из «Агроэкспорта».
Среди основных задач, связанных с отправками продовольственных товаров в направлении азиатских рынков, он называет необходимость развития специализированных портовых терминалов для перевалки насыпных и наливных грузов, повышение пропускной и провозной способности сухопутных пунктов пропуска на границе, а также перенос контрольных мероприятий надзорных органов в сфере безопасности продукции животного и растительного происхождения на начальные и конечные точки международных маршрутов.
Дмитрий Коптев
Фото: Евгений Епанчинцев/ТАСС