Разворот грузопотоков с запада на восток и новые транспортно-логистические возможности стали одной из главных тем 9-го Восточного экономического форума (ВЭФ), который состоялся 3–6 сентября во Владивостоке.
Фото: 123rf/legion-media
Форум проходил под лозунгом «Объединим усилия, создавая возможности». На пленарном заседании ВЭФ глава государства Владимир Путин отметил важность развития Восточного полигона железных дорог и Северного морского пути (СМП) как международного логистического маршрута.
«За последние десять лет грузопоток СМП вырос почти на порядок: если в 2014 году по Севморпути было перевезено всего 4 млн тонн грузов, то в прошлом году – уже более 36 млн тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени», – сказал Владимир Путин. Он подчеркнул, что грузопоток будет наращиваться, в том числе за счёт активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счёт увеличения транзита.
«Мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров. Чтобы, так сказать, раскатать новые логистические маршруты, два года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы. Сегодня в этой схеме 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока. По итогам прошлого года мощность российских портов в границах Севморпути превысила 40 млн тонн. Разумеется, считаем, что это только начало. Будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы к ним. В том числе это позволит нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 млн тонн, а в перспективе, конечно же, и выше», – сказал президент.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Альтернативный маршрут
Тема развития СМП была продолжена на сессии «Северный морской путь и его логистические возможности».
Севморпуть – это будущее мировой логистики, заявил советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии Российской Федерации Игорь Левитин в ходе дискуссии.
Растущую роль СМП в глобальной транспортной отрасли отметили и международные эксперты.
Ранее среди приоритетных целей развития маршрута были освоение Арктики, увеличение транспортной связанности и обеспеченности ресурсами арктических регионов страны. Но теперь его значение возрастает. «Россия – это крупнейшее арктическое государство, которое действительно добилось огромного прогресса в развитии этого региона», – отметил военно-морской атташе посольства Республики Индия в РФ Бриджиндер С. Содхи. – Мы высоко оцениваем усилия, которые направлены на развитие Северного морского пути, который будет играть значительную роль в XXI веке».
Пандемия 2020 года обострила разбалансировку товарных потоков, которая началась из-за торговых войн, и её последствия проявились в следующие годы, что увеличило ценность СМП для мировой экономики. «То, что происходило в 2021 году в Суэцком канале, те пробки, которые там возникали, служили большим и важным уроком для глобальной индустрии судоходства», – отметил научный сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы Сакико Хатайа.
А после 2022 года, когда ухудшилась ситуация в Красном море и мировые грузопотоки изменили направления с Суэцкого канала на обход юга Африки, СМП стал стремительно растущим по объёмам и эффективности альтернативным маршрутом среди остальных глобальных направлений. Поэтому международные грузоотправители всё чаще задумываются о его выборе в качестве одного из основных маршрутов. «Необходимо заниматься диверсификацией рисков. И в этом смысле необходимость и преимущества Северного морского пути стали яснее», – полагает Сакико Хатайа.
Параллель Восточного полигона
Значение СМП также резко выросло после переориентации российских грузовых потоков с запада на восток. «Это параллель Восточного полигона», – отметил Игорь Левитин. Кроме этого, по его словам, за десять международных коридоров всё время идёт конкуренция. Среди них и направления север – юг, Мурманск, порты Персидского залива. По ним идёт работа с нашими иностранными партнёрами.
«У нас с вами, по сути, два безопасных коридора осталось – это Китай и Северный морской путь, Север – Юг. Но СМП обеспечивает выход на большие моря, и наша задача – сделать его удобным, комфортным и доступным, потому что по всем параметрам он будет конкурентом другим морским маршрутам», – подчеркнул советник президента РФ.
По мнению первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, СМП будет выгодным для международных товарных потоков. «Мировой глобальный рынок растёт, спрос увеличивается, объём флота фрахтового увеличивается за счёт того, что меняются маршруты, они удлиняются», – пояснил он.
Международные индексы контейнерных перевозок выросли за последние годы более чем в два раза. В итоге резко выросла привлекательность Севморпути в качестве ещё одного международного коридора. «И вот в этом контексте роль нашей страны в глобальной мировой экономике огромна. Это для нас не просто экономический, а суверенный маршрут, который нам и нашим друзьям позволяет перевозить грузы из Азии в Европу», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
Севморпуть всё чаще используется для грузоперевозок между Мурманском, Архангельском и Восточной и Юго-Восточной Азией. Российский и международный бизнес совместно создают грузовую базу, выстраивают логистические цепочки. «Самое главное – когда Россия вкладывается в развитие Северного морского пути, она даёт всему миру понять его возможности», – рассказал Фан Юсинь, председатель NewNew Shipping Line – китайской судоходной компании, которая активно использует российский арктический маршрут. «Действительно, путь по СМП помогает нам экономить время перевозки», – отметил он.
Развитию российского арктического маршрута не помешают санкции, убеждён генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачёв.
«У нас увеличивается количество участников СМП и рождаются новые структурные решения, новые бизнес-конструкции, совместные предприятия и со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, и со странами арабского мира. Совместные предприятия направлены на развитие СМП. Это говорит о том, что нас никакие санкции не остановят», – подчеркнул Алексей Лихачёв.
По его мнению, развитие СМП отвечает стратегическим национальным интересам России и «это самый оптимальный путь» для международных грузопотоков. «Мы будем искать ещё большее количество возможностей развить эту территорию с точки зрения технологических компетенций, наших международных связей и отношений», – заверил Алексей Лихачёв.
Богдан Чайковский