Концепция устойчивого развития компании подразумевает огромную работу по охране окружающей среды. Холдинг «РЖД» осуществляет свою деятельность на территории 77 субъектов Российской Федерации.
Фото: Максим Каширин/пресс-служба ОАО «РЖД»
Цели и задачи
Главными целями определены рациональное природопользование, повышение экологической безопасности деятельности компании. Основной документ, по которому живёт холдинг, – «Экологическая стратегия ОАО «РЖД» до 2030 года и на перспективу до 2035 года».
Несмотря на то что железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта, компании приходится прикладывать усилия для повышения результатов своей природоохранной деятельности.
В 2015 году на конференции по климату в Париже страны-участницы приняли соглашение, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. Они взяли на себя обязательства ограничить рост глобальной температуры до 2 °С по сравнению с доиндустриальным периодом. Россия ратифицировала Парижское соглашение в сентябре 2019 года. Обязательства участников международного договора рассчитаны на 2021–2030 годы.
Так, до 2035 года ОАО «РЖД» предусматривает (по сравнению с 2019 годом): снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 28,5%; снижение удельного уровня выбросов парниковых газов на 6,1%; снижение использования водных ресурсов на 25,5%; снижение сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на 68,0%; сокращение доли отходов производства и потребления, находящихся на объектах размещения отходов для захоронения, – не менее чем на 8,0 п.п.
Фото: Максим Каширин/пресс-служба ОАО «РЖД»
Школа обмена передовым опытом
В августе в Челябинске состоялась юбилейная, 20-я сетевая школа передового опыта по внедрению наилучших доступных технологий и практик в области охраны окружающей среды и экологической безопасности компании «Российские железные дороги».
Участниками мероприятия стали руководители центральных дирекций и филиалов компании, руководители регионального Министерства экологии и управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. В открытии совещания принял участие заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, заместитель министра экологии Челябинской области Иван Кинёв.
Участники проанализировали, как выполняются решения, которые были приняты в 2023 году на сетевой школе в Астрахани, а также наметили мероприятия по наиболее актуальным направлениям, важным не только для холдинга, но и в целом соответствующим тенденциям экологической политики России.
Для начала проанализируем итоги работы за год, прошедший со школы, проходившей в Астрахани. Тогда работа проводилась по пяти направлениям на пяти дискуссионных площадках. Выбор тем для обсуждения был не случаен, они в полной мере соответствуют нашим актуальным повседневным задачам по обеспечению экологической безопасности и соблюдению норм природоохранного законодательства в ОАО «РЖД».
В результате после двухдневного интенсивного обсуждения для дальнейшей отработки было принято 21 решение. В течение 2023 года и текущего года полностью отработано 16 решений.
Эхо Астрахани
В частности, разработана «Типовая форма договора по оказанию услуг по поддержанию в постоянной готовности сил и средств аварийно-спасательных служб (формирований) к реагированию и проведению работ по локализации и ликвидации ЧС, вызванных разливами нефти и нефтепродуктов».
В этом году обеспечен переход на электронный документооборот в системе «Контур-Диадок», причём осуществляется плановое включение в договоры с подрядными организациями экологических требований.
Также актуализировано типовое положение о Центре охраны окружающей среды железной дороги – документ подготовлен, направлен на согласование причастными департаментами. Выполнен и ряд других решений сетевой школы – 2023.
При этом продолжается работа по пяти положениям, намеченным в прошлом году в рамках сетевой школы в Астрахани:
– разработка «Регламента по действиям подразделений аппарата управления, филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений при возникновении происшествий при перевозке опасных грузов с экологическими последствиями локального масштаба»;
– усовершенствование до 30 декабря 2024 года системы накопления вторичных ресурсов в зданиях управлений железных дорог (прилегающих территориях), в том числе с учётом опыта Свердловской железной дороги;
– актуализация типового положения о Центре охраны окружающей среды железной дороги;
– актуализация Регламента взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при осуществлении природоохранной деятельности;
– разработка проекта типового положения о производственной экологической лаборатории Центра охраны окружающей среды железной дороги.
Креативный подход
Особенность сетевой школы по экологии 2024 года – это сам выбор дискуссионных направлений наших круглых столов. В этом году мы решили подойти креативно, используя современные подходы. В конце января 2024 года в рамках участия в работе международной выставки-форума «Россия», используя мобильное Yandex-приложение, мы провели электронное голосование по выбору тем для круглых столов. В результате для обсуждения были выбраны пять тематических направлений.
Фото: Анатолий Шулепов/ИД «Гудок»
Топовые темы
Круглый стол на тему «Отчётность о выбросах парниковых газов – новое направление государственного регулирования. Практические аспекты инвентаризации, оценки объёмов выбросов, планирование и реализация мер по снижению парниковых газов».
Это действительно новое, но уже два года являющееся для нас обязательным направление государственного регулирования. Напомню, ОАО «РЖД» как крупный эмитент выбросов (более 150 тыс. тонн СО2-эквивалента) установленным порядком после проведения инвентаризации и оценки объёмов прямых выбросов (эмиссий) СО2 сдаёт отчётность в государственную информационную систему. Как любое новое направление, эта сфера регулирования активно развивается, уже можно говорить о чётко наметившихся треках его развития в ближней и среднесрочной перспективе.
За два года мы научились считать выбросы и сдавать отчёты, внедрили и освоили расчётные методические инструменты. Мы имеем двухлетнюю официальную статистику. Задача на актуальном этапе – научиться её читать, анализировать и, соответственно, управлять ситуацией.
Круглый стол «Развитие Единого комплекса по управлению деятельностью компании в области защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности (ЕК АСУ ОПБ) и интеграция с автоматизированными системами ОАО «РЖД» и ФОИВ» – это очень важное направление. ЕК АСУ ОПБ – наш основной рабочий инструмент в части сбора, хранения и анализа значительных объёмов информации по всем объектам негативного воздействия (около 13 тыс. объектов). В прошлом году в экологической подсистеме ЕК АСУ ОПБ был введён в эксплуатацию модуль «Паспорт объекта негативного воздействия». На круглом столе обсудили его работу и как сделать систему более функциональной.
Круглый стол «Пересмотр Регламента по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями на инфраструктуре ОАО «РЖД», утверждённого распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2019 года № 1030/р. Рассмотрение первой редакции». Напомним, в 2023 году АО «НИИАС» приступило к разработке концептуальных решений по обращению с отходами производства и потребления ОАО «РЖД» с учётом принципов экономики замкнутого цикла. Очень важное для нас направление. Необходимость разработки данного документа объективно назрела давно. Вопросы устойчивого обращения с отходами находятся в перечне актуальных экологических задач. Это подтверждено указом президента России № 309 от 07 мая 2024 года о национальных задачах. Произошли значимые изменения в нормативном регулировании в сфере обращения с отходами, появились новые категории, такие как побочные продукты, вторичные ресурсы.
Замысел данной работы был в следующем: проанализировать основные технические процессы, образующие отходы производства. Оценить действующие, реализованные подходы в части обращения с основными группами отходов. Понять, насколько они эффективны. И по результатам этого глубокого анализа сформировать предложения по развитию перспективных направлений вовлечения отдельных категорий отходов в процессы вторичного использования и применения и, соответственно, повышения доходной составляющей, финансовой эффективности этого направления.
Фото: Анатолий Шулепов/ИД «Гудок»
Документ получился объёмным, он был рассмотрен департаментом, коллегами-экологами дирекций и центров охраны окружающей среды, получены замечания, предложения, которые включены в проект плана реализации.
После рассмотрения на круглом столе мы подготовили выстроенный план основных мероприятий для дальнейшей его реализации.
Круглый стол на тему «Совершенствование деятельности экологических лабораторий как инструмента обеспечения производственного экологического контроля в ОАО «РЖД» позволил обсудить практические вопросы технического обеспечения производственных лабораторий с учётом появления на рынке новых аналитических средств, изменений требований к процедуре аккредитации и подтверждения компетентности.
Обсудили также использование новых автоматизированных средств контроля и уже накопившийся опыт их использования на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме того, рассмотрели перспективные направления с использованием технологии «Интернет вещей» в увязке с вопросами передачи данных и информационной безопасности.
В настоящее время всё больше ужесточаются технические требования аккредитованных лабораторий, что требует развития профессиональных компетенций, приобретения специалистами новых знаний и навыков. Поэтому действующий эксперт Росаккредитации разъяснил на круглом столе проблемы, возникающие в процессе получений аккредитаций для новых лабораторий.