Первый прошёл
Антон Домников
Антон Домников
начальник Центра управления проектами технического развития

Первый прошёл

Центр управления проектами технического развития подводит итоги года
В августе исполнился год с момента организации в ОАО «РЖД» Центра управления проектами технического развития (ЦУПР), ключевой задачей которого является создание и поддержка системы управления сложными комплексными проектами. Начав работу с конца прошлого года, новое подразделение сумело выполнить целый ряд поставленных руководством компании важнейших ­задач.

Предпосылками появления подразделения стало, по сути, изменение подходов к реализации научно-технического развития, когда перед инициировавшим создание центра Департаментом технической политики встала задача внедрения комплексных технических решений, реализуемых с использованием различных ресурсов, с привлечением большого числа
Фото: Пётр Гридин/ИД «Гудок»
участников из внешнего контура.

Масштаб таких комплексных проектов в ведении департамента увеличился, сложность возросла, что и привело к необходимости применения современных механизмов проектного управления.

Начиналось с нуля

Ключевой задачей, поставленной перед нами, является создание и обеспечение функционирования системы управления проектами технического развития. Если говорить о функциях, то их можно условно разделить на два направления: практическое (это работа в конкретных проектах) и нормативно-техническое (это создание метолодогии управления комплексными проектами технического развития).

Центр создавался с нуля. В течение нескольких первых месяцев были сформированы все необходимые условия труда для работников, техническое обеспечение, разработаны и утверждены необходимые организационные документы и положение о центре. Особое внимание уделялось подбору персонала. Была сформирована модель компетенций под каждую позицию. С учётом специфики работы нам нужны были опытные сотрудники с глубокими техническими знаниями и развитыми гибкими навыками, прежде всего это коммуникации и системное мышление. Уже в конце года приступили к реальной работе.

Сегодня центр работает в таких проектах технического развития, как «Цифровая железнодорожная станция», «Внедрение системы управления движением электропоездов на Московском центральном кольце в автоматическом режиме», «Разработка конструкции и технологий содержания железнодорожного пути, обеспечивающих наработку 2,5 млрд тонн брутто пропущенного тоннажа». Активно разворачивается программа проектов по созданию технических решений для строительства высокоскоростной магис­трали, в которой инструменты управления, созданные центром, также применяются.

С точки зрения стандартов проектного управления каждое из этих направлений можно охарактеризовать как программу проектов. Все они курируются Департаментом технической политики.

Очень важно остановиться на самом понимании проекта технического развития. Есть целый ряд характерных особенностей, которые мы для себя отмечаем, и наиболее интересным здесь является то, что целеполагание строится исходя из технического результата на выходе, а также необходимости соблюдения целого ряда обязательных требований к создаваемой продукции, что весьма специфично для железнодорожной отрасли. Нашим принципом является исключение навязывания каких-либо инструментов. Во главу угла ставятся технические особенности отрасли, и уже после используются только те инструменты, которые позволяют достигать практического результата.

_SHU7927.jpg
Фото: Анатолий Шулепов/ИД «Гудок»

IVAN13332.jpg
Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
Проектное управление

Один из первых комплексных проектов, над которыми мы начали работу, – «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС). Он состоит, по сути, из 64 отдельных больших проектов (подпроектов), предусматривающих более 500 этапов (и это только верхний уровень контроля). В работе задействованы более 20 подразделений ОАО «РЖД» и более 10 предприятий внешнего контура, ключевые подразделения научно-отраслевого комплекса, прежде всего АО «НИИАС» как главный конструктор и разработчик программно-аппаратных комплексов (ПАК), также широко представлен IT-блок компании. Активнейшую работу ведёт весь инженерный блок Южно-Уральской железной дороги, в котором формируются уникальные компетенции, необходимые для связки разработчиков с эксплуатацией.

Разложив все этапы с использованием метода сетевого планирования, мы смогли произвести увязку всех реализуемых работ в понятной логике и начать выстраивать контроль их реализации по особым принципам, позволяющим учесть требования нормативных документов, применяемых при разработке различных видов продукции.

Таким образом была разработана система, позволяющая увязать между собой этапы комплексного проекта, обеспечить сквозной мониторинг, оценить фактический объём выполненных работ, построить взаимосвязи влияния этапов на соседние работы. Также был создан формат статус-отчётов для представления высшему уровню управления компании размером в один лист. Важно отметить, что данный мониторинг и ведение расписания проекта реализуются без дополнительной нагрузки на подразделения в виде сбора отчётов от причастных, а, наоборот, предоставляется участникам проекта в виде инструмента для использования. Это принцип нашей работы, реализуемый через функции координации и пропуска через себя всего информационного потока по проекту.

Описанная выше система управления сегодня используется и тиражируется во всех проектах, где задействован ЦУПР. Мы проводим её постоянное улучшение, доработку и развиваем, получая обратную связь от всех участников проектных офисов.

Нельзя не отметить, что, взяв на себя функции координации, центр стал эффективной площадкой для межфункционального взаимодействия участников проектов.

Первые итоги

Все проекты технического развития имеют горизонт планирования от трёх лет. По отдельным работам мы уже получаем практический результат, например завершена техническая часть подготовки к эксплуатации на МЦК электропоезда «Ласточка» № 113 в одно лицо с установленным оборудованием третьего уровня автоматизации. На станции Челябинск-Главный начаты строительно-монтажные работы по проекту ЦЖС, смонтированы опытные образцы роботизированных комплексов и систем, организованы испытания. Определены направления и сформирована программа по созданию технических средств связи на основе стандарта LTE, которые будут использоваться как сквозная технология для всех комплексных проектов, в том числе на МЦК и ВСМ.

Это промежуточные результаты, но для нас целью является комплексное завершение всей программы, что также отличает комплексный проект технического развития от других про­ектов.

До конца года мы планируем завершить разработку методологических документов, позволяющих стандартизировать внедрённые и апробируемые на практике инструменты проектного управления. В активной стадии находится создание цифровой системы, позволяющей автоматизировать систему управления проектами, а также получить уникальный инструмент управления портфелями и программами проектов технического развития.

Планы развития

Если говорить о перспективах развития на 3–5 лет, то основной задачей, безусловно, является успешное завершение самих проектов, над которыми мы работаем. Планируется развитие компетенций центра в области технического сопровождения, повышения эффективности инвестиционного планирования, тиражирования проектов.

Будем решать задачи развития инструментов проектного управления, перевода работы в циф­ровую плоскость с формированием возможностей предиктивной аналитики и мониторинга рисков, единой информационной площадкой для участников.

Важным является и перспективный переход к полному электронному документообороту при осуществлении комплексных проектов с участием представителей внешнего контура, научных институтов, производителей продукции, разработчиков и иных участников.

Работы впереди много, она сложна и технологична, в целом ряде случаев уникальна, но способна принести компании реальную пользу. Потому коллектив ЦУПР выполняет её с особым творческим азартом и полной самоотдачей.
Методика для автотранспорта
Валерий Градобоев, начальник Центра управления автотранспортом,

Как добиться эффективности движимого имущества компании

Рубрики: Революция 4.0
Общие подходы

В области квантовых технологий разрабатываются стандарты

Рубрики: Революция 4.0
Цифровизация сервисов

Логистические услуги приближаются к клиентам

Рубрики: Революция 4.0
Синергия возможностей

РЖД развивают цифровые логистические сервисы

Рубрики: Революция 4.0
Льготы в онлайн
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Цифровизация социальной сферы ОАО «РЖД» продолжается

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
БРРР-эффект: пособие  по решению нерешаемых задач
Иван Дьяченко
«БРРР-эффект: пособие по решению нерешаемых задач». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2022 год
Будь лучшей версией себя
Дэн Вальдшмидт
«Будь лучшей версией себя». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru