Турбулентность рынков

Турбулентность рынков

Железнодорожные грузоперевозки под прессом экономической нестабильности
Новые угрозы для глобальной экономики могут привести к снижению объёма грузоперевозок. На мировых фондовых рынках 5 августа стало «чёрным понедельником». Причиной паники инвесторов и финансистов стали долговые проблемы Японии, которая занимает четвёртое место в мире по размеру ВВП, и угроза рецессии в США.
 
Фото: 123rf/legion-media
TASS_72138120.jpg
Фото: AP/ТАСС
Индекс страха

Падение рынков началось с Японии: базовый индекс Nikkei, отражающий стоимость основных акций компаний страны, упал впервые на 13% после обвала рынка в 1987 году. За ним началось падение акций на остальных биржах Азии. Эстафету подхватили европейские рынки – здесь падение индексов достигало 4%. Открытие бирж США также началось падением фондового рынка: основные индексы просели более чем на 3%, как и неделей ранее, когда публикация статистики по рынку труда указала на рост вероятности рецессии. Усилилось падение цен, спроса и на сырьевых рынках. Цена нефти упала примерно на 13% с середины июля. Экономисты считают, что центробанки ведущих экономик мира недостаточно активно борются с нарастающим кризисом.

В итоге 5 августа индекс страха CBOE Volatility Index, отражающий настроения глобальных инвесторов, удвоился – он взлетел до уровня начала в 2020 году пандемии COVID-19.

3_HN8Q0919.jpg
Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
Спад спроса на сырьё

По мнению руководителя направления консалтинга Neft Research Александра Котова, обвал мировых рынков акций и рост вероятности рецессии в США могут негативно повлиять на глобальный спрос на сырьевые товары, в том числе со стороны Китая и Индии.

Уже сегодня индексы деловой активности в Китае, промышленность которого формирует основной спрос на сырьевые товары в мире, указывают на спад и замедление темпов экономики, пояснил он.

«Эффект от внешней турбулентности уже заметен и на российском рынке железнодорожных перево­зок», –­ отметил эксперт.

Так, по итогам января – июля 2024 года погрузка ОАО «РЖД» снизилась на 5,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, составив 97,4 млн тонн. «Дальнейший тренд в сырьевых рынках, непосредственно влияющих на погрузку ОАО «РЖД», будет зависеть в том числе от геополитики, действий ОПЕК+ и фактического глобального спроса», – считает Александр Котов.

Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова считает, что рецессия в США и долговые проблемы в Японии снизят потребление населения этих стран, а также повлияют на экономики, которые завязаны на них в большей степени. Речь идёт в первую очередь о странах Европы. «Это приведёт к снижению спроса на грузоперевозки, включая железнодорожные», – прогнозирует она.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что динамика будет неоднородной: по каким-то видам грузов снижение может быть больше, но зато по другим оно вполне может вырасти. Контейнерные перевозки, по его мнению, сохранятся везде и составят существенную долю в общем объёме перевозок по железной дороге.
Диверсификация рисков

Дмитрий Баранов напомнил, что РФ стремится развивать сотрудничество со многими странами, и для некоторых из них предпочтительным способом грузоперевозок остаётся железнодорожное сообщение, что также будет обеспечивать их объём даже во время кризиса. Так, политическая нестабильность на Ближнем Востоке уже заставила транспортно-логистические компании избегать маршрутов по Красному морю, тем самым привела к увеличению расходов производителей товаров на логистику и подхлестнула рост цен в разных странах.

Ведущий специалист кафедры «Мировая экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова, член правления Belt and Road International Transport Aliance (BRITA) Станислав Мамулат не исключает, что ожидаемая рецессия в США может снизить спрос на российские железнодорожные перевозки. Однако, по его мнению, негативное влияние вряд ли будет значительным. С одной стороны, спрос на перевозки навальных грузов и контейнерные перевозки на участках, включённых в международные транспортные коридоры, обеспечен и даже пока превышает пропускную способность российских железных дорог. С другой – «остальные российские железнодорожные перевозки всё в большей степени ориентируются на прямые поставки партнёрам из Центральной Азии и на поставки ближневосточным, латиноамериканским и африканским получателям через порты Балтии и Азово-Черноморского бассейна, а не на США и Японию».

Екатерина Новикова разделяет точку зрения о разделении рынков. Она отмечает, что сегодня происходит фрагментация мировой экономики на три блока стран, два из которых стараются работать в рамках созданной ими инфраструктуры.

Это западный блок стран из «Большой семёрки», включая США и Японию.

Это союз десяти стран БРИКС, в который входят Россия, Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Эфиопия.
В третью группу входят страны, стремящиеся оставаться нейтральными.

«Таким образом, проблемы, возникающие в западном блоке стран, будут влиять на другие, но незначительно», – пояснила Екатерина Новикова. По её мнению, Китай, Индия, как страны с наибольшей численностью населения, ориентируются на развитие внутренних рынков, на рынки стран БРИКС. Российская же экономика уже переориентирована на рынки стран БРИКС, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. «Поэтому говорить о серьёзном падении спроса на железнодорожные перевозки в России не стоит. Наоборот, идёт постепенное устойчивое развитие новых логистических маршрутов, которые будут только способствовать улучшению позиций России в рамках новой парадигмы развития всей мировой экономики», – отметила Екатерина Новикова.

Богдан Чайковский
По осени считают

Законодатели вернутся к рассмотрению схемы «вези или плати»

Рубрики: Перевозки
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
БРРР-эффект: пособие  по решению нерешаемых задач
Иван Дьяченко
«БРРР-эффект: пособие по решению нерешаемых задач». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2022 год
Будь лучшей версией себя
Дэн Вальдшмидт
«Будь лучшей версией себя». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru