Новые угрозы для глобальной экономики могут привести к снижению объёма грузоперевозок. На мировых фондовых рынках 5 августа стало «чёрным понедельником». Причиной паники инвесторов и финансистов стали долговые проблемы Японии, которая занимает четвёртое место в мире по размеру ВВП, и угроза рецессии в США.
Фото: 123rf/legion-media
Фото: AP/ТАСС
Индекс страха
Падение рынков началось с Японии: базовый индекс Nikkei, отражающий стоимость основных акций компаний страны, упал впервые на 13% после обвала рынка в 1987 году. За ним началось падение акций на остальных биржах Азии. Эстафету подхватили европейские рынки – здесь падение индексов достигало 4%. Открытие бирж США также началось падением фондового рынка: основные индексы просели более чем на 3%, как и неделей ранее, когда публикация статистики по рынку труда указала на рост вероятности рецессии. Усилилось падение цен, спроса и на сырьевых рынках. Цена нефти упала примерно на 13% с середины июля. Экономисты считают, что центробанки ведущих экономик мира недостаточно активно борются с нарастающим кризисом.
В итоге 5 августа индекс страха CBOE Volatility Index, отражающий настроения глобальных инвесторов, удвоился – он взлетел до уровня начала в 2020 году пандемии COVID-19.
Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
Спад спроса на сырьё
По мнению руководителя направления консалтинга Neft Research Александра Котова, обвал мировых рынков акций и рост вероятности рецессии в США могут негативно повлиять на глобальный спрос на сырьевые товары, в том числе со стороны Китая и Индии.
Уже сегодня индексы деловой активности в Китае, промышленность которого формирует основной спрос на сырьевые товары в мире, указывают на спад и замедление темпов экономики, пояснил он.
«Эффект от внешней турбулентности уже заметен и на российском рынке железнодорожных перевозок», – отметил эксперт.
Так, по итогам января – июля 2024 года погрузка ОАО «РЖД» снизилась на 5,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, составив 97,4 млн тонн. «Дальнейший тренд в сырьевых рынках, непосредственно влияющих на погрузку ОАО «РЖД», будет зависеть в том числе от геополитики, действий ОПЕК+ и фактического глобального спроса», – считает Александр Котов.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова считает, что рецессия в США и долговые проблемы в Японии снизят потребление населения этих стран, а также повлияют на экономики, которые завязаны на них в большей степени. Речь идёт в первую очередь о странах Европы. «Это приведёт к снижению спроса на грузоперевозки, включая железнодорожные», – прогнозирует она.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что динамика будет неоднородной: по каким-то видам грузов снижение может быть больше, но зато по другим оно вполне может вырасти. Контейнерные перевозки, по его мнению, сохранятся везде и составят существенную долю в общем объёме перевозок по железной дороге.
Диверсификация рисков
Дмитрий Баранов напомнил, что РФ стремится развивать сотрудничество со многими странами, и для некоторых из них предпочтительным способом грузоперевозок остаётся железнодорожное сообщение, что также будет обеспечивать их объём даже во время кризиса. Так, политическая нестабильность на Ближнем Востоке уже заставила транспортно-логистические компании избегать маршрутов по Красному морю, тем самым привела к увеличению расходов производителей товаров на логистику и подхлестнула рост цен в разных странах.
Ведущий специалист кафедры «Мировая экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова, член правления Belt and Road International Transport Aliance (BRITA) Станислав Мамулат не исключает, что ожидаемая рецессия в США может снизить спрос на российские железнодорожные перевозки. Однако, по его мнению, негативное влияние вряд ли будет значительным. С одной стороны, спрос на перевозки навальных грузов и контейнерные перевозки на участках, включённых в международные транспортные коридоры, обеспечен и даже пока превышает пропускную способность российских железных дорог. С другой – «остальные российские железнодорожные перевозки всё в большей степени ориентируются на прямые поставки партнёрам из Центральной Азии и на поставки ближневосточным, латиноамериканским и африканским получателям через порты Балтии и Азово-Черноморского бассейна, а не на США и Японию».
Екатерина Новикова разделяет точку зрения о разделении рынков. Она отмечает, что сегодня происходит фрагментация мировой экономики на три блока стран, два из которых стараются работать в рамках созданной ими инфраструктуры.
Это западный блок стран из «Большой семёрки», включая США и Японию.
Это союз десяти стран БРИКС, в который входят Россия, Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Эфиопия.
В третью группу входят страны, стремящиеся оставаться нейтральными.
«Таким образом, проблемы, возникающие в западном блоке стран, будут влиять на другие, но незначительно», – пояснила Екатерина Новикова. По её мнению, Китай, Индия, как страны с наибольшей численностью населения, ориентируются на развитие внутренних рынков, на рынки стран БРИКС. Российская же экономика уже переориентирована на рынки стран БРИКС, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. «Поэтому говорить о серьёзном падении спроса на железнодорожные перевозки в России не стоит. Наоборот, идёт постепенное устойчивое развитие новых логистических маршрутов, которые будут только способствовать улучшению позиций России в рамках новой парадигмы развития всей мировой экономики», – отметила Екатерина Новикова.
Богдан Чайковский