Полувековой юбилей начала строительства Байкало-Амурской магистрали стал историей. Празднество длилось три дня, а 8 июля столица магистрали – город Тында – принимала гостей со всей страны. Среди них были руководители страны, холдинга «Российские железные дороги», ветераны БАМа и сегодняшние строители дороги.
Точка отсчёта
Ещё в середине XIX века появились первые идеи освоения Забайкалья и Приамурья. Железную дорогу, которая могла бы соединить Екатеринбург, Тобольск, Томск и Енисейск, предлагали назвать Великой Сибирской магистралью. В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала, чей маршрут совпадает с БАМом. Однако изыскатели пришли к выводу, что в предлагаемых климатических условиях строить невозможно.
Тогда было принято решение прокладывать пути по южному берегу Байкала. Они-то и стали участком Сибирской железной дороги, которая нам известна как Транссибирская (Транссиб). Строительство Транссиба началось в 1891 году и завершилось в 1916-м.
В начале XX века вновь стали обсуждать идею прокладки железной дороги на Дальний Восток – на этот раз в районе золотоносного района Бодайбо. Однако местное население в этих краях практически отсутствовало, а строить надо было из соображений безопасности страны. Япония становилась всё более агрессивной, а Транссиб слишком близко подходил к границам Китая. Решение о строительстве современного БАМа было принято в 1932 году, а само название Байкало-Амурская магистраль (БАМ) появилось двумя годами раньше.
В 1930-е годы стали возводить участки будущей железной дороги, которая связала Тайшет – север Байкала – Тынду – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советскую Гавань. Были использованы человеческие ресурсы, которыми располагали НКВД и военные.
В течение последующих 40 лет стройка шла с перерывами. А во время Великой Отечественной войны пришлось разобрать часть уложенных путей.
Всесоюзная ударная комсомольская
Полномасштабно вернуться к проекту получилось только в 1970-е годы. В 1972-м было начато восстановление малого участка БАМ – Тында. А уже 1974 год стал поворотным в истории Байкало-Амурской магистрали – её вторым рождением. 27 апреля 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и первые отряды комсомольцев отправились покорять тайгу.
8 июля 1974 года вышел официальный документ – постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Эта дата стала днём рождения БАМа. В этом году магистраль отметила полувековой юбилей.
В честь рождения
С 6 по 8 июля 2024 года в столице БАМа Тынде прошли торжественные мероприятия, посвящённые 50-летию магистрали. В юбилейные дни здесь встретились более 3 тыс. ветеранов-строителей и железнодорожников из разных уголков страны и бывших советских республик, нынешние работники БАМа и строители, которые участвуют в программе модернизации Восточного полигона. Три дня в Тынде были наполнены яркими встречами, воспоминаниями, песнями.
Обновлённый стадион «БАМ» открылся 6 июля. Он стал одной из площадок юбилейных мероприятий. Здесь прошли турниры по мини-футболу, волейболу, баскетболу, спортсмены провели мастер-классы.
В воскресенье, 7 июля, из Москвы в Тынду прибыл агитпоезд с бамовцами и бойцами «Российских студенческих отрядов». Он ехал почти шесть дней. На остановках в пути следования к выехавшим из столицы присоединялись ветераны-строители и железнодорожники из российских регионов. На привокзальной площади Тынды их торжественно встречали оркестр железнодорожников, жители и гости столицы БАМа.
В этот же день состоялось открытие мемориальной доски на здании вокзала Тында министру путей сообщения Николаю Конареву. Его железнодорожный опыт работы начался в 1949 году после окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Пройдя путь от инженера по технике безопасности на крупной станции Основа, заместителя начальника станции Лозовая, затем заместителя начальника отделения – начальника отдела эксплуатации отделения дороги, помощника начальника дороги и начальника Южной дороги, в 1976 году он перешёл работать в Министерство путей сообщения СССР. С 1982 по 1991 год, когда активно велось строительство Байкало-Амурской магистрали и началась её эксплуатация, был главой ведомства. Под его руководством на железной дороге был достигнут максимальный исторический годовой объём погрузки в стране, а также поставлен мировой рекорд по объёмам перевозок. Ветераны-бамовцы, руководители РЖД почтили память видного деятеля транспортной отрасли.
Вечером на площади 25-летия БАМа состоялся концерт бардовской песни «Традиции БАМа». Перед гостями и жителями Тынды выступили музыкальные коллективы.
Утром 8 июля на празднование юбилея приехали иностранные делегации из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Зарубежные гости, представители органов государственной власти, глава холдинга «РЖД» Олег Белозёров и Иван Николаевич Варшавский (герой БАМа; 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта комсомольскими бригадами Варшавского и Александра Бондаря было уложено «золотое» звено, ознаменовавшее открытие сквозного движения на всём протяжении магистрали. – Ред.) стали свидетелями символической стыковки эстафетных поездов из Иркутска и Хабаровска. Они шли навстречу друг другу, останавливаясь на станциях Тайшет, Лена, Звёздная, Ния, Киренга, Улькан, Северобайкальск, Окусикан, Таксимо, Куанда, Балбухта, Новая Чара, Комсомольск-на-Амуре, Постышево, Новый Ургал, Февральск. Пассажирами составов стали более 600 ветеранов и почётных гостей праздника.
Привокзальная площадь в преддверии юбилея значительно расширилась, чтобы вместить всех на торжественный митинг, посвящённый юбилею начала стройки.
Кульминацией праздника стало открытие мемориального комплекса «Строителям БАМа» на площади 25-летия БАМа. В торжественной церемонии приняли участие генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, советник президента РФ Игорь Левитин, губернатор Амурской области Василий Орлов и ветераны БАМа. Авторы памятника – народный художник России Салават Щербаков, архитекторы Василий Перфильев и Василий Данилов – запечатлели славные страницы истории магистрали и её героев. На гранитном постаменте установлена вылитая из бронзы композиция. С обеих сторон скульптуры – сюжеты из жизни бамовцев: укладка пути, моменты досуга и быта, первые палаточные городки, щитовые посёлки, насыпи, поезда и маршрут легендарной железной дороги. На другом постаменте установлены пять скульптур – образы комсомольцев, военных железнодорожников и гражданских строителей БАМа.
На церемонии открытия памятника Олег Белозёров вручил четырём семьям железнодорожников, чей стаж совместной жизни превышает возраст БАМа, медали «За любовь и верность».
В честь 50-летия магистрали по улице Красная Пресня прошёл парад. Открыли шествие колонны исторической техники, которая работала на строительстве дороги: легендарные грузовики Magirus и «ГАЗ», автокраны «КрАЗ» и другие «трудяги» стройки. В одном строю шли ветераны БАМа, делегации Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской дорог, «Железных дорог Якутии», Федеральной пассажирской компании, Тындинского муниципального округа, представители «Бамстроймеханизации», «БСК-Взрывпром», Мостоотряда, Трансмашхолдинга – «ЛокоТех», Российских студенческих отрядов, руководители железнодорожных администраций из стран СНГ. Торжественную колонну, в которой было более 1,5 тыс. человек, возглавил Олег Белозёров.
Завершились юбилейные мероприятия большим гала-концертом на площади 25-летия БАМа и фейерверком.
Надежда Кожухова