Время «синих воротничков»

Время «синих воротничков»

Абитуриенты всё чаще выбирают транспортные колледжи
Популярность среднего профессионального образования (СПО) растёт год от года. По данным Министерства просвещения РФ, в 2023 году число выпускников школ, поступивших на программы СПО, достигло 1,2 млн (на 10% больше, чем годом ранее). По прогнозам ведомства, в приёмную кампанию – 2024 эта цифра также может увеличиться. В отраслевых колледжах и техникумах готовы к наплыву абитуриентов – им на выбор представлены актуальные программы подготовки в сфере транспорта.

Российские колледжи и техникумы открыли свои двери для абитуриентов в середине июня, и во многих учебных заведениях уже отмечают наплыв поступающих. Одна из причин тому – возможность получить востребованную специальность и не тратить два года на подготовку к ЕГЭ. Кроме того, абитуриенты знают, что в специалистах со средним профессиональным образованием заинтересованы и работодатели. Так, по словам заместителя руководителя Департамента образования и науки Москвы Ирины Швец, более 85% открытых вакансий в столице не требуют наличия у соискателей высшего образования. «То есть сейчас большая потребность именно в высококлассных специалистах, «синих воротничках». Требуются «умные руки», соединение интеллекта и навыка», – подчерк­нула она.

2_DSC_0297.jpg
3_MG_0496.jpg
4_DIMG4620.jpg
Подобная тенденция наблюдается и в сфере транспорта. Как отметил глава Росжелдора Алексей Дружинин в ходе недавнего рабочего визита в Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), нехватку специалистов рабочих профессий (в том числе на железной дороге) отмечают во многих регионах. «Это следствие того, что в прежние годы среднему образованию не было уделено того внимания, которого оно заслуживает», – подчеркнул он.
Сегодня учебные заведения не испытывают нехватки в поступающих, в системе отраслевого среднего профессионального образования обучаются более 100 тыс. человек (ежегодный выпуск составляет 25 тыс. человек, большинство выпускников идут работать на транспорт). При этом ежегодно приём на программы СПО увеличивается на 3–4 тыс. мест.

«Выпускники школ и их родители видят: производство меняется, зарплаты растут, к рабочим отношение прекрасное, масса предприятий обзавелась социальными пакетами, льготами. Также важно, что отраслевая система СПО не тупиковая, после окончания колледжа можно получить высшее образование», – подчеркнул начальник Управления развития профессионального образования Российского университета транспорта (МИИТ) Алексей Овчинников.

Важное преимущество обучения в отраслевых колледжах и техникумах – регулярное обновление образовательных программ под запрос компаний-партнёров. Это гарантирует выпускникам возможность трудоустройства и быс­трой адаптации на рабочем ­месте.

Помимо традиционных железнодорожных специальностей (в частности, «организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», «автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)», «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» отраслевые учреждения СПО предлагают абитуриентам актуальные направления подготовки на стыке транспорта и IT. «Отмечаем повышенный спрос абитуриентов на эти программы – в прошлом году конкурс на IT-специальности составил от 5,3 человека на место. Абитуриенты и их родители знают, что после получения такого образования их ждут хорошие рабочие места и заработная плата», – рассказал Алексей Овчинников.

Так, в Московском колледже транспорта РУТ (МИИТ) можно получить специальность «информационные системы и программирование». Она входит в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (этот список утверждён Минтрудом в 2021 году). Обучение по специальности усилено отраслевой составляющей, чтобы выпускники обладали не только навыками программирования и веб-разработки, но и понимали специфику работы железнодорожного транспорта.
Ярославский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) также предлагает абитуриентам актуальные направления подготовки в сфере информационных технологий: «эксплуатация беспилотных авиа­ционных систем», «операционная деятельность в логистике», «инфокоммуникационные сети и системы связи» и другие.

Благодаря реализации федерального проекта «Профессионалитет» (он был запущен в 2022 году в целях развития системы СПО) в ряде отраслевых колледжей и техникумов обновлены учебные программы по железнодорожным специальностям с акцентом на практическую составляющую (речь идёт, например, о программах «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)» и «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»).

«Транспортная отрасль – ключевой элемент в развитии экономики страны, который играет фундаментальную роль в логистической коммуникации и обеспечении работоспособности всех процессов. Программы «Профессионалитета» позволяют подготовить квалифицированных специалистов на передовом оборудовании с актуальными знаниями и навыками», – подчеркнула проректор РУТ (МИИТ) Татьяна Марканич.

Образовательные программы «Профессионалитета» разработаны совместно с экспертами ОАО «РЖД». В ходе обучения студенты получают максимум практики и реальный опыт работы. «Для ребят созданы все условия для комфортного обучения и всестороннего развития, для получения именно тех компетенций, которые так необходимы и востребованы сегодня и в будущем нашими партнёрами – работодателями», – подчеркнул проректор по цифровой трансформации и связи с производством ОмГУПСа Олег Балагин.

Также в рамках «Профессионалитета» при поддержке компании «РЖД» учебные заведения оснащаются современными тренажёрными комплексами и другим необходимым для качественного обучения студентов оборудованием. «В учебных заведениях появилась новая инфраструктура – коворкинги, уникальные тренажёрные комплексы. Например, компания «РЖД» поставляет абсолютно одинаковые тренировочные комплексы и для высшего, и для среднего профессионального образования. В результате мы обладаем самыми современными лабораториями», – отметил Алексей Овчинников в ходе недавнего видеомоста Москва – Новосибирск «Колледжи как драйверы развития регионов».

Юлия Антич

5_DSC_5565.jpg
Отлаженный механизм
Владимир Михайлов, Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса (ПКТБ Л), ведущий технолог отдела технологий обслуживания пассажиров, д.э.н. ,

Методика расчёта пропускной способности вокзального комплекса и его элементов

Рубрики: Образование
Дипломы без границ

Студенты из других стран выбирают вузы РФ

Рубрики: Образование
Олимпийский резерв

Студенты-железнодорожники победили во всероссийском проекте

Рубрики: Образование
Руководители проектируют

В Иннополисе отрабатывали инженерные знания и управленческий опыт

Рубрики: Образование
Парад звёзд

Абитуриенты СПО могут выбрать надёжное учебное заведение

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
БРРР-эффект: пособие  по решению нерешаемых задач
Иван Дьяченко
«БРРР-эффект: пособие по решению нерешаемых задач». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2022 год
Будь лучшей версией себя
Дэн Вальдшмидт
«Будь лучшей версией себя». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru