С первого взгляда

С первого взгляда

Быстрая адаптация позволяет установить длительные трудовые отношения
Безработица в России остаётся рекордно низкой – менее 3%. Из-за этого конкуренция за кадры среди компаний будет только обостряться. Для открытого акционерного общества «РЖД», куда ежегодно трудоустраивается порядка 100 тыс. человек, вопросы адаптации и закрепления персонала на рабочих местах также выходят на первый план.

Вызов для работодателей

«У нас сегодня благодаря целому ряду обстоятельств и прежде всего, конечно, благодаря экономической политике, которую проводит руководство страны и правительство, исторически минимальный уровень безработицы. Он уже опустился ниже 3%. Её почти нет», – отмечал ранее президент России Владимир Путин.

При этом в Центробанке считают, что для российской экономики дефицит кадров остаётся главной проблемой. Как говорится в издании «Мониторинг предприятий» Банка России, проблема дефицита кадров различной квалификации усилилась, обеспеченность работниками во II квартале 2024 года снизилась до исторического минимума.

Прочная основа

«В текущих современных условиях важно не только заниматься привлечением персонала, не менее важно удержать нового сотрудника, дать ему возможность комфортно войти в команду, показать перспективы профессионального роста и помочь максимально быстро включиться в решение производственных задач. В связи с этим развитие системы адаптации является одним из ключевых ­направлений работы кадрового блока», – подчеркнул во время очередного HR-марафона (см. справку) первый заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений ­Браулов.

Сейчас в ОАО «РЖД» выстроена комплексная система адаптации, которая включает в себя два направления: первичную адаптацию – для работников, впервые трудоустроенных в компанию, и адаптацию в должности – для работников, чьи должностные обязанности претерпели изменения в связи со сменой подразделения или должности. Процесс адаптации в ОАО «РЖД» закреплён нормативными документами, главный из них – положение об адаптации работников.

Одним из ключевых инструментов первичной адаптации является проект «Единый день адаптации». Это ежегодное очное мероприятие, которое включает в себя лекции о железнодорожной отрасли, открытый диалог с руководителями железной дороги, деловые игры, истории успеха от молодых работников и экскурсии на производственные объекты.

Единые дни дополнены ежемесячными дистанционными встречами «Добро пожаловать в РЖД». В рамках мероприятий новые работники получают информацию о компании, её структуре, знакомятся с предоставляемыми возможностями развития, молодёжной политикой, социальными льготами и мерами поддержки.

Важные встречи

IMG_0571.jpg
В процессе адаптации в должности ключевую роль играют наставники. Профессиональное наставничество традиционно, в силу производственной специфики компании, является сильной стороной. Согласно социологическому исследованию, проведённому в ОАО «РЖД», для молодёжи в период адаптации также немаловажной и востребованной является помощь неформального наставника.

В связи с этим в ноябре прошлого года в компании был внедрён новый вид наставничества – «молодёжное» (об этом читайте на стр. 30–33). В настоящий момент проект набирает обороты, сегодня в компании работают более 11,5 тыс. пар «наставник – наставляемый», состоялось более 23 тыс. встреч.

«Важно, что вновь принятый работник получает опыт от сверстников и всегда может обратиться к наставнику за советом или помощью в удобном формате. При этом наставники в своей деятельности опираются на пошаговые инструкции, которые были разработаны при участии самой молодёжи», – сказала заместитель директора АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» – начальник Центра молодёжных проектов Юлия Кушниренко.

Сервис для новичков

На Сервисном портале работника РЖД действует специальный раздел «Адаптация». «Мы реагируем на запросы молодёжи и внедряем новые современные инструменты.

Так, мы запустили отдельный функционал, в рамках которого вновь принятые работники получили маршрутную карту с набором конкретных действий, которые необходимо выполнить на каждом этапе адаптации. Фактически сервис побуждает работника проявлять проактивную позицию в процессе своей первичной адаптации», – говорит Евгений Браулов.

Весь период адаптации проходит в течение 12 месяцев, его разделили на пять этапов (неделя, месяц, три месяца, полгода, год). Например, при использовании сервиса в начале первой рабочей недели вновь принятому работнику необходимо: изучить путеводитель нового работника, познакомиться с коллегами, обсудить с руководителем план адаптации, получить задачи, встретиться с наставником.

Также сервис включает в себя ряд опросов, анализ результатов которых позволяет нам оценить процесс адаптации комплексно.

В настоящее время в РЖД занимаются разработкой комплексной системы помощи адаптации персонала с применением искусственного интеллекта – адаптационного чат-бота. Цифровой помощник станет для новичков цифровым путеводителем по компании.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Информационно-разъяснительный проект «HR-марафон. Практика» реализуется в РЖД с 2022 года. Его организаторы – Департамент управления персоналом и Центр бренда работодателя и развития человеческого капитала. Руководители компании на регулярной основе проводят для работников служб управления персоналом вебинары. Среди тем прошедших вебинаров – электронный кадровый документооборот, функции Сервисного портала, проведение Года железнодорожных традиций в РЖД, ценностное предложение работодателей. 

Наставничество 1.jpg

Новые смыслы
Юлия Кушниренко, заместитель директора АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» – начальник Центра молодёжных проектов ,

Холдинг совершенствует молодёжную политику

Рубрики: Персонал
Ход мысли
Константин Буянин, заместитель директора Корпоративного университета РЖД ,

Стратегические сессии необходимы бизнесу

Рубрики: Персонал
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru