ШОС объединяет усилия

ШОС объединяет усилия

Международные транспортные коридоры являются драйвером развития
Президент РФ Владимир Путин в начале июля обсудил с главами стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) проекты регионального развития, среди них и транспортные проекты, которые необходимы для роста экономики и увеличения взаимного торгового оборота.

Фото: Сергей Савостьянов/pool/ТАСС

Транспорт – основа для развития

Переговоры прошли в Астане в рамках заседания Совета глав государств – членов ШОС. В них приняли участие руководители стран-наблюдателей и партнёров по диалогу с организацией. Среди них Азербайджан, Монголия, Катар. Тема важности железнодорожных перевозок не раз звучала на полях саммита: это важное звено логистики, без которого снижается эффективность мультимодальных перевозок.

Центральной стала встреча президента РФ с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Лидеры двух государств отметили и рекордное увеличение торговли, и рост туристических потоков между двумя странами, а также обсудили пути развития сотрудничества. Ярким примером плодотворного взаимодействия двух стран стали совместные российско-китайские транспортные проекты: строительство трансграничных мостов, железнодорожных, автомобильных пунктов пропуска. Развитие транспортной инфраструктуры между двумя странами привело к рекордному росту взаимной торговли и увеличению транзита через РФ между Европой и Китаем. Так, в I квартале 2024 года объём контейнерного транзита из Китая в Европу по железной дороге через Россию вырос на 44%, до 90 тыс. TEU.

В этом году ОАО «РЖД» ожидает роста грузоперевозок с Китаем на 7% относительно прошлого года. В направлении Китая в I квартале объём перевозок РЖД составил 42,5 млн тонн (+3,2 млн тонн к аналогичному периоду прошлого года), через российско-китайские погранпереходы рост на 21%, через морские порты – на 3%, сообщили в ЦФТО.

Азербайджанский участок МТК Север – Юг

2_IVAN1275.jpg
Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»

3_Порт Алят Баку_president.az_1a7hu3w4p_043.jpg
Фото: president.az

4_HN8Q6535.jpg
Фото: Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО «РЖД»
Международный транспортный коридор (МТК) Север – Юг должен соединить Санкт-Петербург и Мумбаи, интегрируя логистику более 10 стран по пути основных грузопотоков, и сократить время на перевозку грузов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Одной из главных тем переговоров на полях саммита ШОС между Владимиром Путиным и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым стало развитие западной ветки МТК. «Мы решительно настроены на то, чтобы расширять инфраструктуру коридора на азербайджанской территории, хотя она физически существует, но не соответствует тем намерениям, которые существуют у наших партнёров и соседей, по максимальному задействованию этого проекта», – подчеркнул Ильхам Алиев.

«Западная ветка – через Северо-Кавказский федеральный округ в направлении Азербайджана. Она будет являться сегодня одним из приоритетов в рамках федерального проекта развития опорной сети железных дорог», – рассказал замминистра Алексей Шило 16 июля на Кавказском инвестиционном форуме о транспортных инфраструктурных проектах в регионе. По его словам, коридор Север – Юг рассматривается как одна из альтернатив маршрутам, которые до санкций были традиционными для доставки грузов зарубежным партнёрам.

Минтранс России ожидает увеличения провозной мощности железнодорожной станции Самур-2 МТК Север – Юг на границе РФ и Азербайджана с 15 млн тонн в 2025 году до 20 млн тонн к 2028 году, сообщил замминистра. Он назвал это основной задачей.

Заместитель декана по науке экономического факультета РУДН Александр Чупин назвал важным направление через Азербайджан, поскольку «отношения между Азербайджаном и РФ динамично развиваются». «Азербайджан играет важную роль благодаря своему стратегическому, географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре», – отметил Александр Чупин.

Он назвал основные преимущества азербайджанского участка. Во-первых, транспортная инфраструктура: Азербайджан активно развивает свои железнодорожные и портовые мощности (например, порт Алят, открытый в 2018 году, способен обрабатывать до 15 млн тонн грузов в год). Во-вторых, политическая стабильность и международные соглашения: Азербайджан подписал несколько соглашений с Россией и Ираном, направленных на упрощение таможенных процедур и улучшение транспортной логистики.

Катар стремится в МТК

Во время встречи российского президента и эмира Катара Тамим бен Хамад Аль Тани на полях саммита ШОС обсуждалось совместное развитие МТК Север – Юг. «Продолжается инвестиционное сотрудничество с обеих сторон. Наши центральные банки работают. Ведётся диалог по возможному подключению Катара к транспортному коридору Север – Юг», – отметил эмир.

Присоединение Катара к МТК Север – Юг представляет значительный интерес для развития коридора по нескольким причинам, считает Александр Чупин. Во-первых, Катар является крупным экспортёром нефти, газа и других товаров. Присоединение этой страны может увеличить объём перевозимых грузов и повысить экономическую эффективность коридора. Во-вторых, Катар обладает значительными финансовыми ресурсами, которые могут быть направлены на развитие инфраструктуры коридора. В-третьих, присоединение Катара расширит коридор, предоставляя новые маршруты для перевозки грузов и увеличивая транспортные возможности для стран – участниц ШОС.

«Когда мы говорим про коридор Север – Юг, мы понимаем, что с этого коридора будут расходиться направления и в другие страны – Пакистан, Афганистан, Ирак, Саудовскую Аравию. Он многополярный», – отмечал ранее на Петербургском международном экономическом форуме – 2024 советник президента России Игорь Левитин.

Транзит через Монголию

Железнодорожные проекты также обсуждались на полях саммита ШОС в ходе встреч российского лидера с президентом Монголии Ухнаагийном Хурэлсухом. «Мы придаём большое значение осуществлению проекта «Транзитная Монголия». Это очень большой проект, имеющий большое значение для экономики», – пояснил Ухнаагийн Хурэлсух.

По его словам, в прошлом году грузоперевозки монголо-российского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД) выросли до рекорда в 5 млн тонн. По мнению монгольского лидера, пропускную способность УБЖД можно увеличить. «Такая необходимость назрела, и одним из трёх экономических торговых коридоров является УБЖД. Нам необходимо построить параллельную железную дорогу и электрифицировать нашу существующую дорогу», – предложил он.

Президент Монголии также напомнил, что есть проект строительства железной дороги, связывающей Дальний Восток России и КНР через восточную часть Монголии, а также и западное направление, связывающее Республику Тыва через западную часть Монголии с китайскими партнёрами.

«Планы по строительству железной дороги между российским Дальним Востоком и КНР через восточную часть Монголии имеют высокую актуальность и значительный потенциал для региона», – прокомментировал Александр Чупин. Это может заключаться как в увеличении торговых потоков, где новая железная дорога может открыть новые возможности для торговли между Россией, Монголией и Китаем, так и в развитии транспортной инфраструктуры. «В целом этот проект усилит роль Монголии в региональной логистике и укрепит её позиции как транзитного государства, связывающего Россию и Китай», – считает эксперт.

Богдан Чайковский

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
БРРР-эффект: пособие  по решению нерешаемых задач
Иван Дьяченко
«БРРР-эффект: пособие по решению нерешаемых задач». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2022 год
Будь лучшей версией себя
Дэн Вальдшмидт
«Будь лучшей версией себя». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru