С 8 по 11 июля в Екатеринбурге проходила 14-я Международная промышленная выставка «Иннопром», тема которой в этом году – «Технологическое партнёрство: формируя образ будущего».
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Выставку посетили гости из 60 государств, среди которых Австрия, Алжир, Бахрейн, Вьетнам, Зимбабве, Индия, КНР, Мьянма, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Турция, Шри-Ланка. Страной-партнёром в этом году выступили Объединённые Арабские Эмираты.
Деловая программа включала в себя более ста мероприятий по таким темам, как транспорт, энергоэффективность, цифровизация, беспилотные технологии, искусственный интеллект, инжиниринг, инвестиции в промышленность, кибербезопасность. Отдельный трек был посвящён международной кооперации: прошли мероприятия в рамках сотрудничества в контуре Большой Евразии, ШОС, СНГ и ЕАЭС.
Премьер-министр Михаил Мишустин, выступая на стратегической сессии, отметил: в эпоху санкционных вызовов отечественная промышленность не просто выстояла, отрасли демонстрируют серьёзный рост, постепенно занимая ниши ушедших западных компаний.
Набор скорости
Фото: Леонид Григорьев
Иллюстрацией его слов стала экспозиция перед выставочным комплексом, где гостям «Иннопрома» представили макет головного вагона отечественного высокоскоростного поезда. Окрашенный в цвета российского флага, стремительностью форм он символизирует перспективы развития железнодорожного транспорта страны.
Презентация макета состоялась в первый же день выставки. Производителем высокотехнологичного локомотива выступит компания «Уральские локомотивы» (входит в Группу Синара). В перспективе мощности компании позволят выпускать до 18 высокоскоростных поездов за год.
«У макета есть достаточно серьёзная социальная роль. Мы хотим, чтобы наши пассажиры, граждане Российской Федерации, включая маломобильные слои населения, смогли оценить прототип поезда, его компоновку, интерьер и дали обратную связь. Мы учтём высказанные пожелания при выборе материалов, расположения кресел, компоновке различных элементов в салоне поезда ВСМ», – рассказал заместитель генерального директора Группы Синара Антон Зубихин.
На выставке был представлен один из вариантов дизайна, когда кресла расположены с одной стороны вагона, а другую занимает большой мультимедийный экран.
Имея внешнюю стреловидную форму, поезд способен набирать скорость до 350–400 км/ч. Составы для скоростных магистралей будут из 8 или 16 вагонов с четырьмя классами обслуживания и вагоном-бистро. Восьмивагонный состав будет вмещать до 460 пассажиров.
Аэродинамичная форма высокоскоростного поезда минимизирует коэффициент сопротивления воздуха, что снизит расход энергии и уровень шума. Кузов из экструдированного алюминиевого профиля отличается уменьшенной массой при высоких показателях конструктивной прочности, жёсткости и устойчивости к коррозии.
Благодаря технологиям на базе искусственного интеллекта (техническое зрение и дистанционное управление) и приборам высокоточного позиционирования отечественная разработка относится к третьему уровню автоматизации, то есть поезд можно будет эксплуатировать практически без участия машиниста.
В макете пассажирского вагона представлено несколько классов обслуживания. Во всех установлены мягкие кресла с орехового цвета вставками. Рядом предусмотрены порты для зарядки гаджетов.
Председатель совета директоров холдинга «Синара – Транспортные машины» Александр Мишарин рассказал на состоявшейся 10 июля сессии «Почему ВСМ – это новое качество жизни» о задачах и перспективах создания нового вида железнодорожного транспорта, который должен связать крупные городские агломерации.
Высокоскоростная сеть железнодорожных линий в России, по его словам, на первом этапе будет состоять из трёх направлений: Москва – Санкт-Петербург, а затем Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург и Москва – Минск. Предусмотрено производство нескольких опытных поездов, которые планируется собрать в 2028 году.
Александр Мишарин отметил, что полной локализации в производстве новых скоростных поездов не будет – ожидается участие предприятий из Республики Беларусь, Казахстана и других стран.
Днём ранее он представлял макет высокоскоростного поезда Михаилу Мишустину, и в этот же день салон головного вагона локомотива осмотрел министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Во время стратегической сессии в правительстве Михаил Мишустин сказал, что проект ВСМ войдёт в нацпроект «Эффективная транспортная система». Ранее глава кабинета министров подчёркивал, что государство планирует расширять действие механизма государственно-частного партнёрства, активнее привлекать бизнес к участию в проектах по созданию отечественных аналогов иностранных решений и запуску новых производств.
Напомним, 5 июля Росжелдор и ООО «ВСМ Две Столицы» заключили концессионное соглашение, в котором прописаны параметры финансирования первой в России ВСМ. По оценкам специалистов, инвестиции только в производство высокоскоростного поезда составят около 44 млрд руб.
«Важно отметить, что концессионное соглашение – это внебюджетное финансирование, – подчеркнул на пленарной сессии «Иннопрома» Александр Мишарин. – Будут задействованы кредитные средства, а также средства внебюджетных фондов и акционеров-регионов, ОАО «РЖД». Работы по участку ВСМ уже начаты».
Специалисты подчёркивали, что высокоскоростные магистрали – это новая идеология в развитии железнодорожного транспорта в стране, которая потребует совершенно иного взгляда на все процессы в железнодорожном движении – от производства новых материалов и создания уникальной инфраструктуры до подготовки специалистов, обладающих высочайшими компетенциями.
Искусственный интеллект обезопасит движение
Фото: expo.innoprom.com
Технологические новшества предложил железнодорожникам Сбербанк. 8 июля на стенде «Сбера» состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Свердловской железной дорогой и банком, касающегося разработки индивидуальных технологических решений на базе искусственного интеллекта с целью обеспечения безопасности движения на железной дороге.
Как отметил начальник СвЖД Павел Бурцев, цифровые процессы сегодня внедряются во все сферы деятельности РЖД: «Компания задействует весь спектр передовых IT-технологий и решений. Уже в ближайшем будущем железная дорога станет полностью цифровой».
Принимающая сторона о планах развития
О перспективах развития железнодорожного сообщения и грузоперевозок на северных территориях полигона Свердловской магистрали рассказывал на панельной сессии «Арктический вектор – будущее уральской логистики» заместитель начальника СвЖД по работе с органами власти Алексей Гребенкин. В частности, он подчеркнул, что СвЖД, обеспечивая 12% погрузки по стране, занимает по этому показателю второе место на сети.
Фото: expo.innoprom.com
По экспертным оценкам, магистраль занимает на логистическом рынке России долю в 15%.
В планы магистрали на ближайшее десятилетие входят разработка и строительство Северного широтного хода и Северо-Сибирской магистрали, о чём глава государства сказал на IV Международном съезде железнодорожников.
Стратегические задачи формируют необходимость развития дополнительных маршрутов на новые рынки. На полигоне СвЖД такой возможностью является выход железнодорожной инфраструктуры в порты Ямала, в Обскую губу с дальнейшей транспортировкой грузов по Северному морскому пути.
Разработаны два маршрута из Екатеринбурга, и оба они проходят через Свердловскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Первый маршрут: Екатеринбург – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Ямбург (восточная сторона Обской губы). Второй: Екатеринбург – Нижний Тагил – Ивдель – Полуночное – Обская – Бованенково – Сабетта (Тамбей) (западная сторона Обской губы). Потенциальные объёмы перевозок по направлению Екатеринбург – порты Ямала до 2036 года могут составить до 31,8 млн тонн.
Важнейший проект – создание Среднеуральского широтного хода (Екатеринбург – Егоршино – Тавда – Большесельский – Тобольск – Омск (обход) – Татарская). Его реализация позволит снять нагрузку с Транссибирской магистрали для пропуска перспективных грузопотоков, в первую очередь контейнерных, с ускорением доставки грузов в адреса получателей Свердловской области. Фактически появится дублёр Транссиба протяжённостью порядка 1,7 тыс. км.
Специфика работы Свердловской магистрали состоит в том, что три грузообразующих района (Березниковско-Соликамский, Нижнетагильский и Сургутский) загружают Транссиб. В перспективе значительная часть этих грузов будет переориентирована на Среднеуральский широтный ход. Протяжённость линии составляет 1410 км, необходимо построить 60 разъездов.
По расчётам Института экономики и развития транспорта, реализация данного проекта позволит к 2036 году освоить перспективные объёмы перевозок в размере до 94 млн тонн от месторождений, расположенных в зоне новой линии.
Своеобразный итог присутствия холдинга «РЖД» на «Иннопроме-2024» подвела начальник отдела транспортных решений промышленной логистики и управления цепями поставок «РЖД Логистики» Марина Гилева.
Во-первых, на стенде компании были представлены все виды услуг по перевозкам, осуществляемым ОАО «РЖД».
Во-вторых, Марина Гилева рассказала, что холдинг участвует в промышленной выставке уже шестой раз и ежегодно находит новых партнёров, в том числе из дружественных стран.
Николай Королёв, Екатеринбург