Согласно результатам недавнего исследования Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, к 2030 году потребность России в IТ-кадрах составит 3,5 млн человек (в том числе 2,2 млн работников с высшим образованием). Особенно высокими темпами будет расти потребность в специалистах по разработке аппаратных и программно-аппаратных решений. Университеты уже реагируют на кадровый запрос отраслей, оперативно обновляя существующие и открывая новые IТ-программы. В эту работу включены и транспортные вузы.
Подготовка цифровых кадров – важный приоритет государственной поддержки IТ-отрасли. «Одна из задач на перспективу – это подготовка кадров для трансформации секторов экономики. Уже в ближайшее время надо нарастить выпуск инженеров по автоматизации и роботизации производства. Активнее привлекать компании к участию в обучении по IТ-направлениям в вузах», – подчеркнул председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ходе IX конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР 2024), прошедшей в конце мая в Нижнем Новгороде.
Чтобы заинтересовать абитуриентов IТ-сферой, Министерство науки и высшего образования РФ в эту приёмную кампанию увеличило количество бюджетных мест на соответствующие программы подготовки. Так, например, по направлению «Информатика и вычислительная техника» выделено на 416 мест больше, чем в прошлом году. Также больше бюджетников появится по направлениям «Информационная безопасность» и «Электроника, радиоэлектроника и системы связи».
«Наибольший рост числа бюджетных мест произойдёт по программам подготовки инженеров – их станет на 2281 больше. Это позволит усилить кадрами обеспечение технологического суверенитета – приоритетной задачи, поставленной президентом», – отметил ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Отраслевые вузы при поддержке транспортных компаний – партнёров разрабатывают программы подготовки профильных IТ-специалистов.
Так, например, кафедра «Экономика, организация производства и менеджмент» Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) в этом году открыла набор для обучения по краткосрочной программе «Процессная аналитика и моделирование бизнес-процессов». По ней будут готовить специалистов, способных внедрять цифровые трансформации в производственную сферу. Обучение включает изучение практик моделирования бизнес-процессов с использованием отечественных цифровых платформ. Студенты ознакомятся с международными стандартами и методологией управления бизнес-процессами, сформируют компетенции в бизнес-моделировании с использованием цифровых технологий и приобретут навыки анализа и проектирования. По итогам обучения выпускники получат свидетельство о повышении квалификации.
Также в мае этого года РУТ (МИИТ) заключил соглашение о сотрудничестве с IТ-компанией DM Solutions с целью запуска факультативных образовательных программ, нацеленных на развитие профессиональных навыков в области информационных технологий. В частности, уже реализуется курс «Разработка RPA и OCR-решений», на котором слушатели приобретают навыки роботизации бизнес-процессов (RPA) и потокового распознавания текстов (OCR), используя передовые российские платформы, входящие в единый реестр отечественного ПО – Primo.RPA и ContentCapture.
В Уральском государственном университете путей сообщения также запущены новые цифровые программы, первые выпуски по которым состоятся в 2025 году. Первая программа – «Технология транспортных процессов» (профиль «Цифровой транспорт и логистика»). Обучение направлено на подготовку специалистов руководящего и управленческого состава в сферах организации перевозочного процесса, систем управления перевозками, организации логистического взаимодействия видов транспорта и цифровых решений. Вторая программа – «Управление персоналом» (профиль «Управление персоналом в цифровой среде»). По ней готовят специалистов в сферах информационно-аналитического обеспечения и оперативного управления персоналом. Студенты изучают принципы и методы управления персоналом, основные аспекты цифровой трансформации и их влияние на компании и сотрудников.
IТ-программы активно разрабатывают и транспортные вузы – участники программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Так, например, в рамках проекта «Цифровые кафедры» Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I реализует такие программы профессиональной переподготовки в IТ-области, как «Интеллектуальные технологии на железнодорожном транспорте» (цель – обучение проектированию систем искусственного интеллекта и их использование на железнодорожном транспорте); «Технологии Интернета вещей» (слушатели получают навыки практической работы с микропроцессорной техникой, телекоммуникационными устройствами, датчиками и исполнительными механизмами); «Маркетинг и коммуникации в цифровой среде» (помимо изучения принципов работы разнообразных интернет-ресурсов студенты научатся использовать искусственный интеллект в своей работе); «Системы автоматизированного проектирования для транспортной отрасли» (цель программы – изучение работы различных систем проектирования отечественного производства); «Автоматизация бизнес-процессов средствами платформы 1С:Предприятие» (программа даёт представление о бизнес-процессах предприятия, а также о возможностях их автоматизации в цифровой экосистеме 1С); «Менеджмент цифровых продуктов» (программа подходит для тех, кто хочет понимать особенности создания, продвижения и получения прибыли от цифровых продуктов).
РУТ (МИИТ) в рамках программы «Приоритет-2030» в этом учебном году запустил новую бакалаврскую программу «Технологии искусственного интеллекта в транспортных системах». По ней уже начали готовить специалистов, которые будут способны разрабатывать бизнес-приложения любой сложности, веб-сервисы и мобильные приложения с применением искусственного интеллекта. В разработке учебной программы участвовали ведущие эксперты и практикующие специалисты в области образования, транспорта и IТ.
«В условиях активно развивающихся компьютерных технологий специалисты, способные разрабатывать новые цифровые продукты и сервисы для решения задач транспортной отрасли, крайне востребованы. Новая программа отвечает вызовам времени и построена на принципах проектного обучения в тесном контакте с экспертами-практиками из индустрии. Студенты осваивают языки программирования, учатся работать с базами данных, настраивают веб-сервисы и многое другое», – отметила руководитель стратегического проекта «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предикативная аналитика для транспорта и логистики», реализуемого РУТ (МИИТ) в рамках программы «Приоритет-2030», Вероника Нутович.
Юлия Антич