Одна из задач, обозначенных в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, – включение отраслевых учебных заведений в образовательные рейтинги. В настоящее время её успешно решают не только транспортные университеты, но и отраслевые школы.
Знак отличия
Образовательные рейтинги во многом являются показателями того, насколько достижения конкретного учебного заведения соответствуют вектору развития всей системы образования. Для школ такое исследование – ориентир развития, поскольку числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается их работа.
В разное время отраслевые школы были включены в различные отраслевые и общероссийские рейтинги, среди которых «Школа года ОАО «РЖД», «500 лучших образовательных организаций страны», «100 лучших школ России» и другие.
Так, например, в 2019 году школа-интернат № 22 ОАО «РЖД» из города Улан-Удэ (ныне – частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 10») победила в номинации «Лучшая школа-интернат» Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», организатором которого выступил Независимый общественный совет, в состав которого вошли представители профильных комитетов Совета Федерации, Госдумы, а также члены Национальной ассоциации директоров школ и учителей. В 2022 году это учебное заведение, а также школа-интернат № 23 ОАО «РЖД» из Иркутской области (ныне – частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 11») также стали лауреатами Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны», который проводит общественно-професиональное объединение «Невская образовательная ассамблея» совместно с Центром непрерывного образования и инноваций.
В этом году в рейтинговую копилку отраслевых школ добавилось ещё одно исследование – «Школа года – 2024». Этот всероссийский смотр-конкурс образовательных организаций проводит редакционная коллегия издательского дома «Федеральные СМИ РФ» при содействии органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
«Предназначение Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Школа года» – обобщение лучших практик управления общеобразовательными организациями в современных условиях, аккумулирование передового успешного опыта работы педагогических коллективов, мотивация их к самоанализу и поиску новых направлений роста, выявление и поощрение лучших учебных заведений, – рассказали организаторы конкурса. – Это прежде всего инструмент стимуляции образовательных организаций к новым профессиональным успехам через самоанализ, который естественным путём возникает при подготовке смотрового контента, через знакомство с опытом других учрежедний, когда включаются механизмы конкуренции. Конкурс должен стать одним из эффективных общероссийских инструментов по созданию модели школы будущего. Через обобщение и тиражирование лучших образовательных практик можно ускорить процесс внедрения наиболее важных инноваций в учебный процесс».
В этом году участие в смотре-конкурсе приняли более 5 тыс. школ России. На первом этапе конкурсанты презентовали свои достижения специальной комиссии и посетителям конкурсного сайта. На втором этапе смотра-конкурса презентации учебных заведений оценивало конкурсное жюри – оно определило 100 школ-финалистов. Далее по результатам голосования членов наблюдательного совета конкурса и авторизованных посетителей, а также с учётом данных Рособрнадзора победителями были признаны 35 образовательных учреждений, в том числе гимназия Российского университета транспорта (МИИТ).
Путь к победе
На первом этапе конкурса гимназия РУТ (МИИТ) подготовила видеоролик, в котором было отмечено, что ежегодно 15–20% выпускников-гимназистов награждаются медалями «За особые успехи в учении». Кроме того, обучающиеся регулярно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, занимая призовые места. Ребята занимаются с преподавателями из транспортных и политехнических вузов, а также техникумов и колледжей. Вместе они отрабатывают инженерные задачи, осваивают технологии будущего (робототехнику, лазерные технологии, конструирование и пилотирование беспилотных летательных аппаратов). Среди партнёров учебного заведения ведущие предприятия отрасли. В частности, вместе со специалистами АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ) гимназисты создают актуальные проекты для развития транспортной отрасли.
Напомним, что с 2021 года гимназия РУТ (МИИТ) является опорной школой ОАО «РЖД», что подразумевает раннюю профильную подготовку старшеклассников по всей стране.
В отраслевых школах ребята знакомятся с перспективами карьеры на железнодорожном транспорте и получают высокий уровень подготовки по техническим предметам, необходимым для поступления в отраслевые учебные заведения. Опорные школы компании дают базу современного инженерного образования. Для ребят разработана образовательная программа «Страна железных дорог», в которой принимают участие в том числе обучающиеся 8–11-х классов гимназии РУТ (МИИТ).
«Руководить гимназией транспортного университета – это как возглавлять большую и дружную семью. Важно понимать и чувствовать потребности каждого, верно ставить цели и вовлекать всех в процесс их достижения. В своей работе мы опираемся на знания, опыт, традиции отечественной педагогики. Мы закладываем основу кадрового резерва, который способен принимать вызовы нового дня. Вместе мы создаём будущее индустрии транспорта», – отметила директор гимназии РУТ (МИИТ) Оксана Мирушина.
«Гимназия Российского университета транспорта – это не просто школа при вузе. Генетически она вписана в транспортную отрасль, в кровеносную систему России», – подчеркнул первый проректор РУТ (МИИТ) Владимир Тимонин.
В этом году учебному заведению исполнилось 75 лет. В ходе торжественного мероприятия директор Административного департамента Минтранса Константин Пашков сказал: «Гимназия является базовым центром для общеобразовательных учреждений транспорта в сфере реализации современных педагогических технологий, воспитывает в будущих транспортниках позитивный взгляд на мир и активную жизненную позицию».
Юлия Антич