Для ВСМ нашлась концессия

Для ВСМ нашлась концессия

Схема государственно-частного партнёрства покажет свою эффективность
Концессионное соглашение по проекту строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали по маршруту Москва – Санкт-Петербург обрело окончательные очертания. Распоряжением правительства определены и задачи ОАО «РЖД».

Согласно документу, концессионное соглашение предполагает финансирование, создание и эксплуатацию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного маршрута от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретение и эксплуатацию высокоскоростного железнодорожного подвижного состава. Концессионером в соответствии с документом становится ООО «ВСМ Две столицы». Концедентом, представляющим интересы государства, – Росжелдор. Срок действия концессионного соглашения составляет 40 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что конечной точкой магистрали в Санкт-Петербурге определена станция Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал). Ранее губернатор города Александр Беглов говорил, что терминал для ВСМ будет строиться на Лиговском проспекте.


Денежная составляющая

Общая стоимость строительства трассы ВСМ Крюково – Санкт-Петербург-Главный составит 1,755 трлн руб. Ещё 221,5 млрд руб. – стоимость строительства выходов из Москвы, которые строятся за счёт инвестпрограммы ОАО «РЖД». Такие цифры назывались в феврале на совещании у президента РФ Владимира Путина.

Финансирование проекта будет осуществляться на условиях государственно-частного партнёрства (ГЧП). Государство в лице Фонда национального благосостояния (ФНБ) вложит 300 млрд руб. в облигации концессионера со сроком обращения 25 лет и ставкой купона 1% годовых, говорится в распоряжении правительства.

Ещё 330 млрд руб. внесут учредители компании-концессионера, рассказал на ПМЭФ-2024 первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин. В том числе минимум 221 млрд руб., согласно данным ранее поручениям президента, должны инвестировать регионы, через которые пройдёт трасса ВСМ, из них не менее 150 млрд руб. вложит Москва и не менее 30 млрд руб. – Санкт-Петербург.

До 450 млрд руб. в строительство вложат негосударственные пенсионные фонды (НПФ), говорится в сообщении ЗАО «Лидер» (один из учредителей АО «УК ВСМ Две столицы», которое, в свою очередь, является единственным акционером ООО «ВСМ Две столицы»). Именно эта компания занимается привлечением в проект средств НПФ.

Крупнейший вклад в финансирование ВСМ будет сделан со стороны синдиката банков, возглавляемого Сбербанком. Как рассказал Александр Ведяхин, с учётом приобретения подвижного состава он превысит 1 трлн руб. «Таким образом, мы видим достаточно мощное финансирование, в котором государство не является главным финансирующим агентом», – подчеркнул банкир.

Впрочем, обязательства государства в рамках концессионного соглашения не ограничиваются вкладом из ФНБ. Отдельно в документе определён плановый размер капитального гранта, который концедент предоставляет концессионеру для выкупа земельных участков под строительство. В 2024 году он составит 3 млрд руб., в 2025-м – 16,17 млрд руб., в 2026-м – 7,59 млрд руб. и в 2027-м – 1,76 млрд руб. Также распоряжением предусматриваются расходы федерального бюджета на выплату так называемой платы концедента. В период с 2031 по 2038 год на эти цели планируется заложить 299,4 млрд руб.


Рекомендации правительства

Документом определены и задачи ОАО «РЖД» в рамках проекта. Правда, сформулированы они в форме рекомендаций. Так, компании рекомендовано заключить с ООО «ВСМ Две столицы» соглашение о синхронизации сроков ввода инфраструктуры ВСМ на участке Крюково – Санкт-Петербург-Главный и дополнительных железнодорожных путей на участке Москва – Крюково, строящихся за счёт инвестпрограммы РЖД. Железнодорожной монополии также рекомендовано при формировании инвестиционной программы на 2024–2027 годы предусмотреть затраты на их создание.

Кроме того, в инвестпрограмму на 2024–2028 годы предстоит заложить расходы на развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург – техническая станция Обухово-2 под специализированное пассажирское сообщение. Впоследствии эти объекты должны быть на возмездной основе переданы ООО «ВСМ Две столицы».

В 2024–2025 годах в инвестпрограмме ОАО «РЖД» рекомендовано предусмотреть затраты на проектирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного сообщения общего пользования по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Результаты этой работы также будут переданы концессионерам на возмездной основе.

Наконец, в 2024–2028 годах ОАО «РЖД» рекомендовано заложить в инвестпрограмму расходы на разработку конструкторской документации на высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и приобретение первых двух головных образцов высокоскоростного электропоезда.


Дело техники

Определены распоряжением правительства и технические характеристики этого поезда. Он будет состоять из восьми вагонов, вмещать не менее 400 человек и иметь предельную конструкционную скорость 360 км/ч. Время в пути между станциями Москва-Пассажирская и Санкт-Петербург-Главный составит от 2 до 2,5 часа. Условиями концессионного соглашения предусматривается закупка не менее 40 таких поездов.

Строить их будет машиностроительный холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Как сообщили «Гудку» в компании, сейчас идёт процесс передачи конструкторской документации. По словам председателя совета директоров СТМ Александра Мишарина, уже в этом году начнётся создание первых элементов высокоскоростного электропоезда.

Контрагентами СТМ по этому проекту выступят более 150 поставщиков, из которых крупнейшим будет Трансмашхолдинг. Он готов поставлять тормозные диски, санитарные комплексы, межвагонные переходы, элементы интерьера, системы обеспечения микроклимата. Другие производители обеспечат проект микропроцессорными системами управления, элементами тягового привода, тормозными резисторами и другими необходимыми компонентами.

Специально под проект ВСМ в Верхней Пышме на площадке «Уральских локомотивов» начато строительство двух производственных корпусов общей площадью 60 тыс. кв. м. На период 2025–2026 годов запланирована поставка оборудования. «Текущие работы мы ведём за счёт собственных средств, а в дальнейшем рассчитываем получить льготное заёмное финансирование. Надо понимать, что это проект масштаба страны, он требует существенных инвестиций, и мы работаем над тем, чтобы получить финансирование под проект в III квартале 2024 года», – говорит Александр Мишарин.


Выгодное вложение

Кумулятивный эффект от реализации проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург для экономики страны составит 15–25 трлн руб., считает президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. При масштабировании проекта эффект, по оценке эксперта, может достичь 40 трлн руб.

Как отмечается в сообщении ЗАО «Лидер», магистраль между двумя столицами «является первым этапом масштабного проекта по охвату России сетью высокоскоростных железнодорожных магистралей».

Следующими этапами могут стать дороги в южном (на Адлер), восточном (на Екатеринбург), юго-восточном (на Рязань) и западном (на Минск) направлениях. Ранее Владимир Путин также говорил о возможности строительства ВСМ Москва – Казань.

Банки готовы финансировать на принципах ГЧП и эти проекты. По словам Александра Ведяхина, главное условие, которое делает выгодным привлечение частного финансирования, – это наличие «хорошего денежного потока», который должен составлять 40–50% от вложений государства. В противном случае имеет смысл строить напрямую за счёт госбюджета и не переплачивать банкам проценты, полагает он.
«Транспортная инфраструктура хорошо отвечает этим требованиям. Поэтому мы будем просить государство гораздо больше рассматривать применение ГЧП, чтобы мы действительно могли ускорить развитие нашей инфраструктуры», – подчеркнул Александр Ведяхин.

Дмитрий Коптев

Холдинг стремится к цифровой зрелости

Компания избрала курс на инновационное развитие

Рубрики: Развитие
Экономика перевозок

Как в компании «РЖД» готовятся к достижению целей развития

Рубрики: Развитие
Всё – в человеке, всё – для человека!

Социальная политика выходит на новый уровень

Рубрики: Развитие
Вижу цель

Россия действует по плану совершенствования

Рубрики: Развитие
Третий пошёл

Дан старт очередному этапу модернизации Восточного полигона

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
БРРР-эффект: пособие  по решению нерешаемых задач
Иван Дьяченко
«БРРР-эффект: пособие по решению нерешаемых задач». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2022 год
Будь лучшей версией себя
Дэн Вальдшмидт
«Будь лучшей версией себя». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru