Отраслевые вузы России развивают сотрудничество с профильными университетами из дружественных стран. Партнёры работают над реализацией совместных образовательных программ, проводят исследования и создают новые научно-исследовательские центры. Задачи и вызовы, стоящие перед международным транспортным образованием, обсудили участники профильного семинара, состоявшегося в конце апреля в РУТ (МИИТ).
Участие во II Международном семинаре по тематике транспортного образования приняли сотрудники вузов России, Узбекистана, Таджикистана и Китая, а также представители национальных транспортных министерств и профильных компаний. Как рассказал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, участники транспортного и образовательного сообществ из дружественных стран проделывают большую работу по развитию транспортного образования. Сейчас они активно организуют обмен научно-педагогическими кадрами и студентами, а также продолжают готовить специалистов, которые отвечают на вызовы современной транспортной отрасли.
Тесное сотрудничество
«Вопрос транспортного образования является ключевым в постоянном диалоге транспортных ведомств между собой, он вошёл в Стратегию транспортного развития Российской Федерации до 2030 года и Стратегию внешнеэкономической деятельности страны, – отметил Дмитрий Зверев. – На сегодняшний день в вузах, подведомственных Минтрансу России и федеральным агентствам, обучаются 6337 студентов из восьми стран. И это свидетельствует о взаимном интересе к всестороннему обучению специалистов в транспортной отрасли. В 2024 году открываются новые сетевые программы, это новое направление – транспортно-экономическое, транспортно-международное. И мы ждём, что это станет важным этапом нашего совместного пути к совершенствованию транспортного образования».
Среди активных образовательных партнёров России в сфере подготовки кадров для транспортной сферы – Монголия. Как подчеркнул директор Департамента политики и планирования Министерства развития дорог и транспорта Монголии Болор-Эрдэнэ Баасанжав, монгольские студенты почти 70 лет проходят подготовку в российских вузах в области транспорта по всем специальностям и направлениям. Только в РУТ (МИИТ) обучение прошли уже свыше 500 граждан этой страны. Кроме того, в Улан-Баторе действует филиал Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), учебный центр которого имеет сертификат на реализацию курсов русского языка в Монголии. «Уверен, что дальнейшее сотрудничество Монголии и России в области транспортного образования будет успешно развиваться благодаря совместным усилиям», – подчеркнул Болор-Эрдэнэ Баасанжав.
Ещё один зарубежный партнёр отечественных транспортных вузов – Азербайджан. Как рассказала представитель Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Сафия Агамирова, благодаря квотам Правительства РФ азербайджанские студенты имеют доступ к самым передовым образовательным программам РУТ (МИИТ) в сфере транспорта.
С учебными заведениями стран Азии дружественные связи поддерживают и другие российские отраслевые вузы. Так, в Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС) русский язык и культуру изучают студенты из Азербайджана, Армении, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Китая, Лаоса и Монголии. Кроме того, в начале мая этого года СамГУПС и Иранский научно-технологический университет (Iran University of Science & Technology, IUST) подписали Меморандум о взаимодействии и сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор СамГУПСа Максим Гаранин и канцлер Иранского научно-технологического университета в Тегеране Мансур Анбия. Документом предусмотрены направления сотрудничества сторон в области развития образовательных и научных проектов и инициатив. В частности, предполагается организация краткосрочных курсов по специальным дисциплинам в сфере транспортной инженерии.
Вектор развития
Как подчеркнули участники семинара, перед глобальной транспортно-образовательной системой в настоящее время стоят три основных вызова: технологическая трансформация (транспортное образование должно заниматься опережающей подготовкой кадров для работы с быстроменяющимися технологиями и техникой); изменение глобальной логистики транспорта (формирование новых подходов к подготовке специалистов в университетах и реализации совместных проектов); новый уровень университетского взаимодействия, продиктованный внедрением инноваций в систему транспортного образования. «Все транспортные университеты России, в том числе Российский университет транспорта, готовы к этим вызовам. Мы готовы обеспечить подготовку тех кадров, которые в ближайшие годы осуществят поступательное развитие нашего транспортного сотрудничества, развитие нашей транспортной системы», – отметил ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов.
Как ранее рассказал первый проректор РУТ (МИИТ) Владимир Тимонин, сегодня транспортные проекты (в том числе международные) имеют ключевую важность для национальных экономик. Одним из сдерживающих факторов для их полномасштабной реализации нередко выступает дефицит компетенций, инженерных команд и линейных специалистов. Решить эту проблему возможно совместными усилиями заинтересованных сторон. «Когда речь идёт о трансграничном сотрудничестве и международных проектах, очевидно, что кадровые вопросы правильно решать в рамках создания сетевых образовательных программ. Сейчас только в нашем вузе ежегодно выпускается порядка ста студентов в рамках таких программ с китайскими вузами», – рассказал Владимир Тимонин.
Образовательная тенденция последних лет – увеличение роли проектного обучения в ходе подготовки будущих специалистов. Например, в РУТ (МИИТ) с этой целью обновляется образовательная модель – всё чаще ядром учебных программ становится совместная командная работа студентов. Решая проектные задачи, поставленные компаниями-партнёрами, студенты ещё во время учёбы могут прикоснуться к реальной работе в индустрии. И это ещё одна сфера для развития международного образовательного сотрудничества. «За этим будущее, многие страны идут по этому пути. Но здесь невозможно работать изолированно, следует использовать модель проектной деятельности совместно. Это можно сделать за счёт взаимной открытости, когда в команде одного вуза могут соединиться студенты из других учебных заведений, российских или зарубежных. Связанность – лучший способ для развития кадрового потенциала международных транспортных коридоров. Только объединив людей вместе, можно сделать так, чтобы они думали про общие ценности и получали совместный опыт проектной работы», – добавил Владимир Тимонин.
Юлия Антич