Технологическое лидерство и цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы – одна из задач, поставленная в майском указе президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
По мнению генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, данные цели достижимы, потому что понятны и важны как для государства, так и для граждан и бизнеса.
«Компании готовы вовлекаться в эту повестку, причём не только развивая и продвигая собственные цифровые решения, выстраивая кросс-отраслевое взаимодействие, но и продвигая технологическое лидерство как новую национальную идею, способную привлечь молодёжь, как в своё время космос», – считает он.
Технологический блок
Указ устанавливает ряд целевых показателей. Их достижение позволит говорить о технологическом суверенитете. К ним относится, например, увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2022 года. Кроме того, указ предусматривает, что к 2030 году Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок, а также увеличить внутренние затраты на них минимум до 2% ВВП.
Особое внимание в указе отводится обеспечению технологической независимости и формированию новых рынков, в том числе по направлениям беспилотной авиации и транспорта, экономике данных и цифровой трансформации, искусственного интеллекта.
Данные направления фактически охватывают наиболее перспективные технологии, которые уже применяются в передовых компаниях. Так, к примеру, РЖД используют в работе беспилотные технологии. В частности, они применяются для осмотра протяжённых участков дороги и оценки состояния объектов в полосе отвода. С их помощью можно контролировать проведение аварийно-восстановительных работ, проводить оценку запасов материалов верхнего строения пути, а также мониторинг потенциально опасных участков с угрозой камнепадов, подтоплений и других стихийных бедствий.
Как заявлял ранее начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион, беспилотные системы – это ещё и полигон для обкатки различных технологий, которые успешно применяются в других процессах РЖД.
«На Московском центральном кольце «Ласточка» этим летом начнёт отрабатывать беспилотное движение, пока под контролем машиниста. С 2026 года планируется, что машиниста не будет в кабине, оператор будет осуществлять управление двумя поездами дистанционно. В будущем – четырьмя поездами. Будем двигаться в этом направлении», – рассказал о перспективах беспилотного движения поездов заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Целевые показатели
Национальная цель «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» предполагает, что к 2030 году должна быть достигнута цифровая зрелость государственного и муниципального управления.
Более того, отмечает зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, в документе чётко прописаны задачи по импортозамещению программного обеспечения (ПО) – 80% для российских организаций ключевых отраслей экономики и 95% для органов власти и госкомпаний. «Важнейшая стратегическая задача – полный переход на российское ПО и в корпоративном, и в частном сегменте», – сообщил парламентарий.
ОАО «РЖД» с 2022 года не закупает зарубежное ПО, делая акцент на приобретение и разработку отечественных решений. «На рынке сейчас нет готовых систем под многие наши производственные процессы. В таких случаях мы заказываем их разработку», – сообщал ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Более того, холдинг создаёт новые цифровые продукты, не имеющие аналогов в России и мире. По данным на апрель этого года, РЖД внесли в реестр российского ПО 201 IT-решение. Так, по словам Евгения Чаркина, 200-й зарегистрированной разработкой стала виртуальная иммерсивная и адаптивная реальность – «Метавселенная РЖД».
Стоит отдельно отметить, что за пять лет цифровая зрелость холдинга выросла на 45%. По итогам 2023 года она составила четыре балла по пятибалльной шкале. Для этого показателя характерно понимание компанией конкурентных преимуществ цифровых технологий, их широкое внедрение, а также наличие неохваченных областей. Как прогнозируют в РЖД, в 2024–2026 годах уровень цифровой зрелости холдинга продолжит рост и составит 4,05, 4,1 и 4,5 соответственно. Динамика учитывает целевые показатели Стратегии цифровой трансформации компании.
РЖД – высокотехнологичный комплекс
В ходе IV Железнодорожного съезда президент России Владимир Путин отметил, что железные дороги России представляют собой мощный высокотехнологичный комплекс, один из флагманов экономики по внедрению инноваций и цифровых решений. «При этом упор делается именно на отечественные разработки, на использование российского программного продукта. Благодаря новым сервисам фактически ушли в прошлое очереди возле железнодорожных касс. Сегодня три четверти билетов оформляются в онлайн-системе, на интернет-сайте или с помощью мобильного приложения», – отметил глава государства.
Курс на инновационное развитие, принятый в РЖД, а также уже имеющиеся успехи применения новых технологий делают компанию показательным примером. Холдинг провёл большую работу на пути к достижению технологической независимости и цифровизации. И этот тренд в РЖД сохраняется.
Алексей Алеев