В современных реалиях наличие цифровых навыков – весомое конкурентное преимущество специалистов на рынке труда. Чтобы повысить уровень IT-знаний будущих работников транспортной отрасли, в отраслевых вузах действуют цифровые кафедры. Там одновременно с основной специальностью можно получить дополнительную квалификацию по IT-профилю.
Современная кафедра
Проект «Цифровые кафедры» – часть госпрограммы «Приоритет-2030». Он направлен на получение студентами дополнительной квалификации по IT-профилю. Обучение ведётся по дополнительным профессиональным программам и программам переподготовки, оно бесплатное и даёт возможность выпускникам по окончании университета получить второй диплом – о квалификации в IТ-сфере.
Цифровые кафедры сегодня действуют на базе ряда университетов, в том числе в двух отраслевых вузах – Российском университете транспорта (МИИТ) и Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). В числе партнёров проекта – ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», АО «ВНИИЖТ», АО «АВЭКС» и другие компании.
«Цифровые кафедры – драйвер изменений. Это локальный проект, который даёт возможность внедрять изменения в дополнительном профессиональном образовании: модели проектного управления, новые образовательные технологии, модели работы с бизнес-партнёрами. Помимо конкретных результатов, а именно подготовленных специалистов, которые выходят в отрасль с цифровыми компетенциями, это позволяет ещё и внедрять изменения в целом в университете, – рассказал руководитель проекта «Цифровые кафедры» РУТ (МИИТ) Виталий Борщ. – Наши якорные заказчики и партнёры заинтересованы в том, чтобы выпускники получали навыки пользования отраслевыми или корпоративными IТ-системами и решениями уже в университете, чтобы не надо было обучать их этому на рабочем месте. Наша задача, чтобы цифровые кафедры усиливали будущего инженера в его профессии за счёт навыков пользования «цифрой».
Меню программ
В РУТ (МИИТ) на цифровой кафедре можно пройти обучение по нескольким программам: «Предиктивная аналитика в транспортных задачах» (по итогам обучения выпускники смогут стать технологами в составе IT-команды, работающей над решением задач предиктивной аналитики); «Технологии информационного моделирования в транспортном строительстве» (слушатели научатся создавать ТИМ-модели и работать со строительной документацией, созданной в стандартах информационного моделирования); «1С-разработчик» (цель обучения – получение компетенций, необходимых для выполнения нового типа задач профессиональной деятельности в сфере разработки и сопровождения программного обеспечения); «Основы разработки и управления IT-проектами для транспорта и логистики» (программа подразумевает углублённое изучение современного стека технологий с получением квалификации «менеджер в подразделениях (службах) компьютерного обеспечения»); «Искусственный интеллект и машинное обучение» (слушатели сконцентрируются на изучении последних достижений в сфере искусственного интеллекта для транспортной отрасли); «Аналитик данных» (выпускники получат навыки разработки и визуализации дашбордов, научатся работать с большими объёмами данных, использовать различные инструменты и программные средства для их визуализации).
Срок обучения по этим образовательным программам – от 9 до 15 месяцев. Подготовка проходит в офлайн- и онлайн-формате, слушатели имеют возможность поработать в проектных командах, а также пройти практику в транспортных и IТ-организациях. По итогам обучения выпускники презентуют квалификационные работы. Так, в прошлом году слушатели поработали над созданием и исследованием интеллектуальной системы мониторинга отзывов на IТ-продукцию, программы на Python с целью доставки продукции с наименьшими затратами, чат-бота искусственного интеллекта для решения реальных задач отрасли. Одна из работ была посвящена разработке требований к внедрению умного контейнера – это уникальное IТ-решение призвано помочь автоматизировать до 70% ручного труда за счёт разработки подсистем программного обеспечения (маркировки и идентификации контейнеров, мониторинга их местоположения и размещения в грузовом терминале, а также автоматизированного внесения больших объёмов информации).
В ПГУПСе обучение на цифровой кафедре ведётся по таким программам, как «Интеллектуальные технологии на железнодорожном транспорте» (обучение проектированию систем искусственного интеллекта и их использованию на железнодорожном транспорте); «Маркетинг и коммуникации в цифровой среде» (программа предназначена для слушателей, желающих научиться рекламировать и продвигать товары и услуги в цифровой среде); «Автоматизация бизнес-процессов средствами платформы 1С: предприятие» (программа даёт представление о бизнес-процессах предприятия, а также возможностях их автоматизации в цифровой экосистеме 1С); «Технологии Интернета вещей» (слушатели получат навыки практической работы с микропроцессорной техникой, телекоммуникационными устройствами, датчиками и исполнительными механизмами), «Системы автоматизированного проектирования для транспортной отрасли» (цель программы – изучение работы различных систем проектирования отечественного производства); «Менеджмент цифровых продуктов» (программа подойдёт для тех, кто хочет понимать особенности создания, продвижения и получения прибыли от цифровых продуктов).
«Почему цифровая кафедра важна для всех? Здесь не просто изучают теорию, а получают реальные практические навыки, которые пригодятся не только в учёбе, но и в будущей карьере. Мы следим за трендами в мире цифровых технологий и обновляем программы обучения соответствующим образом. Обучение на цифровой кафедре открывает двери к успешной карьере в сфере цифровых технологий», – рассказали в ПГУПСе.
Новый набор слушателей приступит к обучению на цифовых кафедрах в наступающем учебном году. После успешного завершения обучения выпускники получат дипломы о профессиональной подготовке по освоенному IТ-направлению.
Юлия Антич