Архимедова сила

Архимедова сила

Изобретения ОАО «РЖД» получили международное признание
В конце марта в столице прошёл XXVII Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», в котором были представлены передовые разработки и технологии со всего мира. ОАО «РЖД» также продемонстрировало свои инновационные проекты.
«В 2024 году участниками салона стали представители 272 организаций из 28 государств и 30 регионов Российской Федерации, которые продемонстрировали широкой научно-технической общественности 570 инновационных проектов и изобретений, 198 из них предоставили зарубежные авторы и патентообладатели», – рассказал президент салона «Архимед» Дмитрий Зезюлин.

Участие ОАО «РЖД» в международном салоне изобретений традиционно организовал Центр инновационного развития (ЦИР) холдинга. Как отметил заместитель начальника ЦИР Алексей Чернуха, переход к опережающему технологическому развитию невозможен без решения серьёзных научно-технических задач. «Участие в салонах изобретений и новых технологий показывает мастерство и технический потенциал наших изобретателей, мотивирует их на новые достижения», – подчеркнул он.


Лучший промышленный образец

В номинации лучший промышленный образец салона «Архимед» победил «Экскурсионный и обзорный вагон для туристических поездов» – разработка Проектно-конструкторско-технологического бюро пассажирского комплекса (ПКТБ Л). При создании этого вагона была проведена большая работа. Учтены все детали, чтобы обзорная экскурсия на нём стала незабываемой для пассажиров. Вагон оформлен в ретростиле и украшен коваными декоративными элементами. Особое внимание уделено удобству пассажиров: под крышей размещены инфракрасные обогреватели а под сиденьями – электрические печки, каждое место имеет разъёмы USB для зарядки мобильных устройств, в тамбурах установлены мойки для велосипедов.







Как рассказал директор ПКТБ Л Николай Пигловский, создание панорамного вагона стало серьёзной задачей для бюро, потому что в стране на тот момент не существовало аналогов, а мировые образцы не подходили под российские условия эксплуатации. «Переработали все планировки, служебные зоны, сделали математические расчёты нового кузова – без перегородок, без окон. Сейчас уже изготовлено и эксплуатируется четыре таких вагона», – добавил Николай Пигловский.


Лучшее IT-изобретение

В номинации лучшее изобретение в сфере информационных технологий победу одержал проект «Личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок» – разработка Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий (ПКТБ-ЦЦТ). Данное решение сочетает в себе современный интерфейс, повышенную производительность и расширенный набор функций. В личном кабинете есть весь необходимый набор функций для взаимодействия ОАО «РЖД» с клиентом. Пользователи могут рассчитать стоимость грузоперевозки, оформить и подписать различные документы, осуществить планирование грузовой работы.
«Очень интересный элемент системы – запрос справочных материалов, – отмечает руководитель проекта ПКТБ-ЦЦТ Иван Зиновьев. – Можно, например, заказать справку о дислокации. Чтобы узнать, где сейчас находится вагон, достаточно просто ввести в систему его номер, чтобы получить нужную информацию».

Другая особенность разработки связана с её развитием. «Многие системы при обновлении останавливаются, из-за чего клиенты недовольны, работа стопорится. У нас такого нет. Обновления на работу никак не влияют», – пояснил Иван Зиновьев.


Спецприз за товарный знак

ОАО «РЖД» обладает крупным портфелем интеллектуальной собственности, в который входит более 4 тыс. проектов, включая изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другое. Важное место занимают также товарные знаки и знаки обслуживания, необходимые для индивидуализации услуг при таких масштабах. К наиболее коммерческим относят товарный знак «РЖД». Именно за него компания в рамках салона «Архимед» стала ещё и победителем в международной выставке-конкурсе товарных знаков и наименований мест происхождения товаров «Товарный знак – ЛИДЕР».


Четыре золотые

Три проекта ОАО «РЖД» по итогам салона были отмечены золотыми медалями: «Экскурсионный и обзорный вагон для туристических поездов», «Промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65ПШТ», «Робототехнический комплекс для обслуживания рельсовых скреплений при капитальном ремонте железнодорожного пути». Ещё одно «золото» у товарного знака «РЖД».

Подробнее о проектах. Так, промежуточное рельсовое скрепление ЖБР-65ПШТ предназначено для использования на грузонапряжённых участках железнодорожного пути с тяжеловесным движением. При этом расчётная допустимая масса поезда может достигать 16 тыс. тонн.

Разработка конструкторско-технологического бюро Южно-Уральской железной дороги «Робототехнический комплекс для обслуживания рельсовых скреплений при капитальном ремонте железнодорожного пути» предназначен для ускорения операции, он позволяет обеспечить автоматическое откручивание (завинчивание) шурупов и сдвижку (установку) клемм при замене рельсовых плетей. Сейчас это производится бригадой из восьми человек. Они вручную проделывают данные операции порядка 32 тыс. раз на площади работ в 1 тыс. м.


Шесть серебряных

Шесть инновационных проектов ОАО «РЖД» удостоены серебряных медалей. В их числе «Личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок».

Другой проект ПКТБ-ЦЦТ, ставший серебряным призёром, – «Система проведения оценки корпоративных компетенций в цифровом формате ОАО «РЖД» (Платформа оценки персонала)». В числе основных преимуществ данного ассесмент-центра разработчики выделяют адаптацию под сетевую архитектуру, интеграцию со смежными системами, а также соответствие нуждам компании, включая возможность работы во внутренней сети. Платформа уже внедрена в рабочие процессы и применяется пользователями.

Серебряные медали также получили две разработки Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ). Одна из них – «Устройство для контроля состояния пневматической тормозной магистрали подвижного состава (СТРИБА)». Изобретение будет применяться при выполнении контрольных проверок тормозов поезда. «С использованием устройства будет минимизировано время и человеческий фактор при поиске неисправности пневматической магистрали», – объясняет один из авторов проекта, ведущий конструктор ПКБ ЦТ Иван Жуков. В настоящее время уже собран опытный образец изобретения. Аналогов разработки не обнаружено.

Другой проект ПКБ ЦТ – модель прогнозирования нарушений безопасности движения поездов локомотивными бригадами. «Основная цель данной модели – минимизировать ошибки, которые совершают машинист и его помощник на железной дороге, – рассказал инженер 2-й категории ПКБ ЦТ Кирилл Дворников. – В её основе находится метод машинного обучения – нейросеть».

В модель записаны различные характеристики машинистов. Данные тех, кто является и не является нарушителем безопасности движения поездов. На основе этой информации система способна сделать прогнозный расчёт: определить вероятность, с которой тот или иной машинист может допустить грубые ошибки.

Работники, не прошедшие проверку нейросетью, включаются в прогнозную группу риска. Им назначаются специальные курсы дистанционного обучения на тему «Безопасность движения поездов», где наглядно показывается, какие последствия могут наступить при несоблюдении правил и требований нормативных документов. В настоящее время уже завершена опытная стадия, и прогнозная модель внедряется в промышленную эксплуатацию на всей сети железных дорог.

Серебряная медаль также была присуждена разработке Юго-Восточной дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЮВОСТ ТР) – блоку проверки комплексов средств сбора и регистрации данных на тяговом подвижном составе. Он применяется при проведении обслуживания и ремонта техники.

Как рассказал автор проекта, ведущий технолог производственного участка Россошь-Пассажирская ЮВОСТ ТР Антон Биктимиров, данный блок уже находится в эксплуатации, показал свою эффективность и простоту использования.

Ещё одним серебряным призёром стал универсальный стенд для калибровки шаблонов для измерения высоты автосцепки над вершиной головок рельсов. Он позволяет упростить процедуру метрологического обслуживания данных шаблонов, сохраняя необходимую точность. «На нём производить калибровку шаблонов получается быстрее. Норма времени сократилась в три раза. Планируем распространять на всю сеть», – поделился начальник лаборатории измерений массы Октябрьского центра метрологии Алексей Павлов.


Две бронзовые

Бронзовые медали международное жюри конкурса присудило двум проектам компании. Среди них блок проверки комплексов средств сбора и регистрации данных на тяговом подвижном составе, а также грузозахватная траверса укладочного крана.

Разработчиком второго изобретения выступило Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре (ПКБ И). Траверса предназначена для перемещения крупногабаритных грузов – звеньев железнодорожного пути. Данный проект представляет собой практическое решение применения современных инновационных технологий и суперконденсаторных устройств накопления электрической энергии, что позволяет достичь автономности в работе автоматизированных приводов работы захватов.

Как рассказал один из авторов изобретения, заместитель начальника конструкторского отдела хабаровского центра путевых звеносборочных линий и машин ПКБ И Алексей Клементов, применение разработки обеспечит снижение травмоопастности при проведении путевых работ.

Говоря о ПКБ И, стоит отдельно отметить, что главный конструктор проекта отдела верхнего строения пути отделения пути и путевых машин Марат Низамиев также получил спецприз салона. Он стал «Лучшим изобретателем города Москвы».

Алексей Алеев
Всё можем сами

От импортозамещения к высокотехнологичному экспорту

Рубрики: Инновации
Маршрут проложен

Технологический и цифровой суверенитет как основа безопасности

Рубрики: Инновации
Искусственный интеллект как помощник

Умные системы освобождают от рутинной работы

Рубрики: Инновации
Цифровые документы

Электронный документооборот пришёл на все полигоны

Рубрики: Инновации
В ногу со временем

В авангарде технологического развития

Рубрики: Инновации

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru