Третий этап развития Восточного полигона начался. Формальный старт был дан 29 марта, когда ОАО «РЖД» и Группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение генерального подряда о строительстве четырёх ключевых объектов на Байкало-Амурской магистрали – трёх тоннелей (вторые Кодарский, Кузнецовский и Северомуйский) и нового железнодорожного моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре.
Дублёры Кодарского, Кузнецовского и Северомуйского тоннелей и моста через Амур – уникальные сооружения. Северомуйский тоннель станет самым протяжённым в России (более 15 км), Кодарский – самым высокогорным (996 м над уровнем моря), Кузнецовский тоннель будет самым восточным, а мост через Амур – крупнейшим на БАМе.
Как рассказал «Гудку» завкафедрой «Мосты и тоннели» Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Александр Пискунов, для районов строительства характерны высокая сейсмичность (до 10 баллов) и гидростатическое давление в породах до 30 атмосфер. Это потребует нетрадиционных подходов и научно-технического сопровождения при проектировании и строительстве объектов.
Декан факультета «Мосты и тоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Сергей Бахтин говорит, что вода в горных пластах может достигать температуры 60 °С. В ряде районов строителям придётся работать в условиях вечной мерзлоты.
Значение же этих объектов для развития Восточного полигона огромно. Завершение их строительства соединит Россию и Китай, обеспечит дальнейшее экономическое развитие Якутии, Сибирского и Дальневосточного регионов, говорит Александр Пискунов.
Новый виток
Подписи под документом о сотрудничестве поставили заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров и первый заместитель ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Никита Сатюков. Присутствовали при подписании министр транспорта РФ Виталий Савельев, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и председатель совета директоров ГК «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров.
Строительство заложенных в соглашение сооружений обойдётся почти в 500 млрд руб. (без НДС) и закончится через восемь лет. Раньше этого срока, в 2030 году, должен быть сдан в эксплуатацию Кодарский тоннель.
Предметом особой гордости ОАО «РЖД» стала схема финансирования проекта, над которой специалисты компании работали несколько лет. Впервые в России финансировать строительство железнодорожных объектов будет консорциум банков, организатором которого выступает Газпромбанк. Оплата со стороны ОАО «РЖД» начнётся только после того, как тоннели и мост будут построены и введены в эксплуатацию, и будет проводиться с рассрочкой на 10 лет.
«Мы считаем, что это новый, современный метод финансирования развития железных дорог, который позволит ускорить строительство железных дорог в России», – подчеркнул Олег Белозёров.
«Нет сомнений в том, что проект будет реализован на высочайшем техническом уровне и в установленные сроки. Этого ждут от нас президент, отечественный бизнес и всё профессиональное железнодорожное сообщество», – сказал в своём выступлении на церемонии подписания соглашения министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Накопленный опыт
Эта уверенность базируется на богатом опыте выполнения предшествовавших этапов. До того как приступить к третьему этапу развития Восточного полигона, железнодорожникам и строителям пришлось пройти долгий путь. В 2021 году был успешно завершён первый этап, рассказал «Гудку» начальник Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» (ЦУКС) Илья Крашенинников. В рамках этого этапа провозная способность магистралей была доведена до 144 млн тонн. «При этом было обеспечено выполнение верхней границы целевого показателя паспорта проекта по вывозу угля и руды с основных месторождений Восточного полигона в размере 124,9 млн тонн», – подчеркнул он. Прирост к уровню 2012 года составил 66,8 млн тонн.
Проектно-изыскательские работы в рамках второго этапа развития Восточного полигона начались ещё в 2018 году, когда на магистралях шло строительство объектов первого этапа. В 2022-м была завершена разработка проектной документации и начаты строительно-монтажные работы.
«За 2022–2023 годы отсыпано 36 790,4 тыс. куб. м земляного полотна, уложено 771,4 км путей и 84 комплекта стрелочных переводов, установлено 2500 опор контактной сети, выполнена раскатка 246,5 км контактного провода, прокладка 11 460,3 км кабеля автоблокировки. В этот период 66 объектов введены во временную и два объекта в постоянную эксплуатацию», – рассказал Илья Крашенинников.
В результате по итогам 2022 года был достигнут целевой показатель суммарной провозной способности восточных магистралей в объёме 158 млн тонн в год, а по итогам 2023 года – 173 млн тонн в год.
В планах на 2024 год – отсыпка 17,1 млн куб. м земляного полотна, укладка 817 км верхнего строения пути, устройство 377 км контактной сети, 4,5 тыс. км кабеля сигнализации, централизации и блокировки, а также строительно-монтажные работы по реконструкции и строительству 589 объектов искусственных сооружений, поделился Илья Крашенинников.
Для выполнения этих работ в пиковый период 2024 года планируется привлечь на объекты строительства около 33 470 человек и 7780 единиц техники. К концу 2024 года провозная способность магистралей Восточного полигона должна достичь 180 млн тонн.
Действуем по плану
Заблаговременно началась и подготовка к реализации третьего этапа. По словам Ильи Крашенинникова, работа в этом направлении идёт уже несколько лет. Ещё в конце 2021 года компания приступила к проектированию 83 первоочередных объектов на участках Улак – Февральск – Новый Ургал – Комсомольск-Сортировочный – Ванино Дальневосточной дороги. Работы ведутся в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина для обеспечения вывоза дополнительного объёма якутского угля в направлении портов Ванино-Совгаванского узла и наращивания провозной способности БАМа и Транссиба до 197 млн тонн.
На сегодняшний день проектные работы практически завершены. Уже в первой половине 2024 года разработанную проектную документацию планируется передать на государственную экспертизу. После её прохождения начнутся подготовительные работы по проекту.
Доведение провозной способности Восточного полигона до 197 млн тонн – это первый подэтап третьего этапа. Второй подэтап предусматривает её увеличение до 210 млн тонн к 2030 году. Сейчас ОАО «РЖД» приступает к проектированию необходимых для этого 215 дополнительных объектов. К работам привлечено множество проектных организаций, функция генерального проектировщика возложена на АО «Росжелдорпроект».
«Работа ведётся по намеченному плану, проектная документация будет разработана в полном объёме в установленные правительством сроки», – подчёркивает Илья Крашенинников.
Всего в рамках третьего этапа должны быть построены 404 объекта разной степени сложности. Из них до конца 2030 года планируется ввести в строй 298 объектов, обеспечивающих провоз 210 млн тонн. К 2032 году будет завершено строительство ещё 81 объекта, которые позволят довести провозную способность Восточного полигона до 270 млн тонн. Ещё 25 объектов, предназначенных для расширения подходов к портам Приморского края, будут введены в эксплуатацию до конца 2035 года.
Кроме новых тоннелей и моста через Амур планируется соорудить 170 вторых главных путей, 69 двухпутных вставок, 137 станций, 9 разъездов, 3 крупных обхода (станции Тайшет, Хабаровского железнодорожного узла и участка Смоляниново – Находка).
Ресурсов достаточно
Необходимые ресурсы для достижения поставленных целей у строительного комплекса ОАО «РЖД» есть. Потребность в трудовых ресурсах в пиковый период, который наступит в 2029 году, Илья Крашенинников оценил примерно в 35 тыс. человек. Сейчас, по его словам, для достижения этого уровня не хватает около 5 тыс. человек, которых необходимо будет привлечь дополнительно. Также в пиковый период планируется задействовать около 7 тыс. единиц техники.
Задача по концентрации трудовых и технических ресурсов к началу работ на объектах третьего этапа развития Восточного полигона облегчается тем, что он будет, по сути, продолжением второго, работы по которому к этому времени будут в основном завершены. Люди и техника будут уже находиться в местах расположения новых объектов, что позволит значительно сократить время развёртывания работ по их строительству, говорит Илья Крашенинников.
Также он отметил такой позитивный фактор, как отлаженная логистика доставки строительных материалов. Для этого используются автодороги, которые были построены в рамках выполнения задач второго этапа. Своевременный подвоз материалов позволит в максимально сжатые сроки приступить к выполнению основных строительно-монтажных работ по устройству земляного полотна для вторых главных железнодорожных путей и строительству искусственных сооружений. А наличие развёрнутых рабочих городков, материально-технических баз с оборудованными площадками для хранения материалов и оборудования даст возможность заблаговременно обеспечивать объекты необходимыми ресурсами.
Полноценно и в срок снабжать строителей инертными материалами позволят карьеры, отведением которых ОАО «РЖД» занимается в рамках реализации второго этапа. Работы по оформлению идут в отношении 88 карьеров на территории пяти субъектов РФ.
Сложная задача
Выполнение задач по расширению провозной способности БАМа и Транссиба сталкивается и будет сталкиваться с рядом трудностей, рассказал Илья Крашенинников. Строительно-монтажные работы на объектах производятся в условиях действующего железнодорожного сообщения, из-за этого работать приходится не в непрерывном режиме, а только в технологические «окна».
Значительные трудности создают географические и климатические условия, в которых ведётся строительство. Для регионов Восточного полигона характерны ранняя зима и поздняя весна, рельеф варьируется от болотистых равнин до гористой местности, а многие реки в период паводка становятся непреодолимым препятствием.
Дмитрий Коптев