На сайте главы государства опубликован перечень поручений Владимира Путина по реализации правительством задач, сформулированных в Послании Федеральному собранию в феврале этого года. Часть из них адресована железнодорожной отрасли и касается развития инфраструктуры на период до 2030 года.
Инвестиционная составляющая
Так, 30 марта президент РФ поручил обеспечить повышение пропускной способности в южном направлении, Восточного полигона железных дорог и международного транспортного коридора Север – Юг с учётом прогнозируемых грузопотока и пассажиропотока в указанных направлениях. А также обеспечить с участием заинтересованных исполнительных органов субъектов РФ развитие Центрального транспортного узла. Доклады по реализации этих поручений должны быть готовы к 1 марта 2025 года.
РЖД необходимо искать механизмы привлечения средств в связи с увеличением инвестпрограммы для реализации задач, поставленных президентом РФ в Послании Федеральному собранию, заявил глава компании Олег Белозёров. Выступая на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития, глава холдинга напомнил, что инвестиционная программа РЖД составлена в двух вариантах, оптимистичный сценарий предусматривает рост перевозок на 3% ежегодно.
«Соответственно, цифры следующие: от 5,8 трлн до 6,7 трлн на горизонте до 2025 года – это инвестиции собственно РЖД. В целом инвестиции с привлечением частных инвестиций и участие в иных проектах, именно в инфраструктуру, – это 7,7 трлн или более 11 трлн (руб. – Ред.)», – сказал Олег Белозёров.
«Уже сегодня могу чётко сказать, что те задачи, которые поставил президент, мы сейчас пересчитываем – цифры будут увеличиваться. Нам необходимо будет искать механизм привлечения этих средств», – добавил он.
В работе
Третий этап развития Восточного полигона стартовал с момента подписания соглашения между ОАО «РЖД» и Группой компаний «Бамтоннельстрой-Мост» о строительстве четырёх ключевых инфраструктурных объектов на БАМе. К 2030 году провозную мощность полигона планируется довести до 210 млн тонн.
В части МТК Север – Юг увеличение пропускной способности должно быть достигнуто в том числе за счёт организации бесшовных маршрутов.
Напомним, МТК Север – Юг включает несколько маршрутов с использованием железнодорожного транспорта: восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение Россия – Казахстан – Туркменистан – Иран с выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Акяйла (Туркменистан) – Инче-Бурун (Иран) или Сарахс; западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение Россия – ЖДПП Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) с последующей перегрузкой на автомобильный транспорт для перевозки по территории Ирана; транскаспийский маршрут – мультимодальный маршрут с использованием российских портов РФ (Астрахань, Оля, Махачкала) и портов Ирана в Каспийском бассейне.
Проектом развития Центрального транспортного узла предусмотрено увеличение пассажиропотока на ключевых направлениях с 2030 года до 850 млн человек.
А 5 апреля Владимир Путин дал поручение Правительству Российской Федерации при участии открытого акционерного общества «РЖД», ПАО «Сбербанк России» и заинтересованных исполнительных органов субъектов РФ принять решения, необходимые для реализации проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Для этих целей поручено выделить в 2025 году из Фонда национального благосостояния средства для предоставления кредитов на строительство объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации проекта ВСМ, в размере не менее 300 млрд руб. по ставке не более 1% годовых с капитализацией процентов в первые 10 лет.
В поручениях президента закрепляются те проекты, которые уже находятся в стадии приоритетной реализации, подчёркивает генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Сейчас именно коридор Север – Юг и Дальний Восток обеспечивают наиболее эффективную морскую логистику в страны Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, которые являются главными клиентами России с точки зрения продаж сырьевых товаров», – отметил он. Что касается бесшовных маршрутов, то здесь важно сфокусироваться на развитии мультимодальных логистических сервисов. Пока на МТК Север – Юг остаётся большое количество препятствий для потенциального кратного роста перевозок, констатирует эксперт.
Дмитрий Коптев