Проблему кадрового обеспечения в транспортной отрасли решают системно, начиная работать с будущими специалистами ещё на момент их обучения в школе. Для этого компании соместно с отраслевыми учебными заведениями реализуют систему ранней профориентации.
Раннее профориентирование – это процесс, способствующий осознанному отношению ребёнка к профессии через погружение в ситуацию профессиональной пробы, с учётом его личностных интересов и способностей. Обычно профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остаётся ещё много лет. Отраслевые вузы при поддержке отраслевых компаний-партнёров активно вовлечены в профориентационную работу с подрастающим поколением, предлагая различные форматы знакомства с профессиями, востребованными на транспорте.
Так, в Российском университете транспорта (МИИТ) разработали профориентационный проект «Школа – Институт – Бизнес». Проект стартовал в конце прошлого года при поддержке Института экономики и финансов РУТ (МИИТ). Для его реализации объединили усилия представители бизнеса, научного и образовательного сообщества. Цель этой работы – помочь школьникам определить свои способности и интересы для выбора подходящего профессионального пути.
Программа подготовки школьников направлена на стимулирование их интереса к экономике, логистике, технике и технологиям. Она способствует более осознанному подходу к выбору будущей образовательной траектории учащимися, что важно для формирования кадрового потенциала транспортной отрасли.
«Для ребят это отличный шанс подготовиться к выбору будущей специальности через знакомство с реальными производственными процессами не только в теории, но и на практике, а для учреждений образования – возможность укрепить связь с рынком труда, разнообразить учебный процесс и адаптировать программы обучения под компетенции будущего», – рассказали в Центре по связям с общественностью РУТ (МИИТ).
Активную работу в части реализации проекта ведёт центр довузовского образования «Предуниверсарий» Управления талантами РУТ (МИИТ). Специалисты центра помогают школьникам подготовиться к экзаменам, рассказывают о различных направлениях деятельности на мастер-классах и вебинарах, позволяя им лучше понять самих себя и подготовиться к поступлению в вуз или колледж.
«Российский университет транспорта уделяет большое внимание ранней профориентации обучающихся, формируя широкое представление о мире профессий и карьерных перспективах, прививая ценностное отношение к труду. Осознанный выбор профессиональной сферы – залог успешной работы как для сотрудника, так и для работодателя. Проект «Школа – Институт – Бизнес» позволяет ребятам оценить свои сильные стороны и потенциал для развития, пообщаться с передовыми экспертами, познакомиться с актуальными процессами в транспортной отрасли и технологиями будущего», – подчеркнул начальник центра довузовского образования «Предуниверсарий» Управления талантами РУТ (МИИТ) Николай Маркелов.
В ходе реализации проекта для школьников проводятся серии образовательных мероприятий от преподавателей Института экономики и финансов РУТ (МИИТ), экскурсии, профориентационные лекции и мастер-классы на объектах ведущих транспортных компаний страны. Представители бизнеса делятся со слушателями опытом и знаниями, рассказывают о деятельности отраслевых компаний – всё это для того, чтобы ребята смогли разобраться в нюансах различных профессий в сфере транспорта, лучше понять их специфику, область применения и востребованность на рынке труда. Так, была организована экскурсия для школьников домодедовской средней образовательной школы № 1 (Московская область) на производственные площадки лидирующей компании в сфере сервисного сопровождения железнодорожного транспорта ООО «ВСМ-Сервис». Представители организации познакомили гостей с работой предприятия, особенностями высокоскоростного транспорта. Также ребята узнали о сервисе и ремонте электропоездов «Сапсан» и «Ласточка», работе персонала, который отвечает за безопасность и комфорт пассажиров.
Проект «Школа – Институт – Бизнес» открыт для ребят из Москвы и Подмосковья. Информация о том, как можно присоединиться к проведению профориентационных мероприятий, доступна на сайте РУТ (МИИТ).
В других отраслевых вузах также организуются профориентационные активности. Например, в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС) реализуется проект «Университетские классы». Они открыты в нескольких образовательных учреждениях города Омск (школах, лицеях, домах и центрах культуры). «Обучение в профильном классе даёт школьникам возможность погрузиться в сферу будущей специальности, профессиональной деятельности. Реализация этого принципа позволяет обобщать и накапливать передовой опыт, обновлять организацию и содержание подготовки учащихся. В классах постоянно открываются новые дисциплины, курсы, а современные технологии делают процесс получения знаний максимально комфортным для ребят», – подчеркнули в университете.
Под руководством вузовских преподавателей школьники изучают общеобразовательные дисциплины (математику, физику) и профессионально-ориентированные (искусственный интеллект, технологии Интернета вещей (IoT), информатику и информационные технологии). Большое внимание также уделяется истории и современному состоянию железнодорожного транспорта. Для учащихся проводятся экскурсии на ведущие промышленные предприятия Омской области, от которых в будущем можно получить целевые направления на обучение в университете. Свои профильные классы в школах имеют также Сибирский и Иркутский государственные университеты путей сообщения (СГУПС и ИрГУПС). С учащимися работают преподаватели вузов, которые проводят лекции и семинарские занятия. Школьники получают углублённые знания по математике и физике, что помогает им подготовиться к сдаче ЕГЭ. Также их знакомят с железнодорожными специальностями и направлениями подготовки.
Юлия Антич