Отраслевые вузы выводят подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить технологический суверенитет страны, на новый уровень. Для этого в учебных заведениях открываются передовые инженерные школы (ПИШ).
Это специализированные образовательные структуры на базе вузов, которые предоставляют студентам возможность получать современное инженерное образование, развивать практические навыки и компетенции, участвовать в научных и инновационных проектах, а также сотрудничать с ведущими промышленными партнёрами. Они нацелены на реализацию продвинутых образовательных программ в сфере инженерии. Так, в этом году в РУТ (МИИТ) открылась передовая инженерная школа «Академия ВСМ», в которой будут готовить кадры для высокоскоростных магистралей – специалистов в сфере конструирования подвижного состава, инфраструктуры и систем связи на стыке компетенции в области транспортных систем, железнодорожного транспорта, ВСМ и цифровых технологий.
«Открытие передовой инженерной школы обеспечит ускорение темпа развития РУТ (МИИТ) как глобальной конкурентоспособной системообразующей образовательной организации, ведущей подготовку в сфере транспорта, а также определит успешное достижение стратегических целей подготовки будущих лидеров изменений в отрасли и формирование центров генерации технологических инноваций транспортного комплекса страны в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации», – рассказали в Центре по связям с общественностью вуза.
Первый набор студентов, будущих специалистов в области ВСМ, состоится в предстоящую приёмную кампанию – 2024. Для поступления будут доступны такие программы подготовки, как «Инжиниринг подвижного состава ВСМ» (специальность «подвижной состав железных дорог»), «Цифровое проектирование и эксплуатация инфраструктуры ВСМ» (специальность «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»), «Радиотехнические системы на железнодорожном транспорте» (специальность «системы обеспечения движения поездов»). Поступить в «Академию ВСМ» смогут студенты, окончившие 3-й курс по профильным специальностям из железнодорожных вузов России. Предварительно им предстоит пройти конкурсный отбор.
«Мы заявляем передовую инженерную школу по высокоскоростным транспортным системам. В России сегодня нет такой сети ВСМ, как, например, в Китае или в Европе, поэтому для страны, для транспортной отрасли это новая тема. Должны появиться новые инженеры, и подготовка этих инженеров будет осуществляться в том числе на базе цифровых технологий, симуляторов, определённых моделей», – рассказал руководитель Департамента передовых инженерных школ РУТ (МИИТ) Олег Покусаев.
Ядром построения учебных планов в ПИШ станет сквозная проектная деятельность студентов в области создания и эксплуатации высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте. Для формирования тематик проектов будут активно задействованы индустриальные партнёры университета.
На базе передовой инженерной школы РУТ (МИИТ) буду созданы студенческие коворкинги, зоны коллективной работы, аудитории для проектной работы. Академия также будет вести научно-исследовательские разработки в области ВСМ совместно с высокотехнологичными партнёрами – ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ООО «ЭЛАРА», АО «Транс-сигнал». Выделены основные сферы научных интересов: ВСМ в городах (разработка моделей пассажирских потоков, моделирование транспортно-пересадочных узлов и головных станций); системы управления движением и безопасности на ВСМ (разработка уникальной российской системы диспетчеризации и безопасности движения, обеспечивающей интервал между поездами 5–7 минут); инфраструктура для ВСМ (разработка цифровых двойников инфраструктуры, систем мониторинга состояния инфраструктуры; комплекс разработок и исследований будет связан с созданием испытательного полигона ВСМ на участке Москва – Тверь).
Ещё одна ПИШ действует на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС). Это передовая инженерная школа Г.М. Фадеева, которая создана в ноябре прошлого года в рамках участия ДВГУПСа в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Проект направлен на развитие профессиональных навыков студентов вуза, а также на вовлечение их в разработку отраслевых инновационных решений.
Основная тематика ПИШ Г.М. Фадеева – транспортные технологии и логистическое взаимодействие, а также аналитика и прогнозирование транспортных процессов и логистики. Программы обучения организованы и реализуются на базе структурных подразделений ДВГУПСа – Института управления, автоматизации и телекоммуникаций (ИУАТ) и Института дополнительного образования (ИДО). В передовой инженерной школе обучаются студенты специальностей, связанных с развитием железнодорожной отрасли страны.
Учебный план включает в себя программы дополнительного профессионального образования, осваиваемые одновременно с получением высшего образования.
Студенты изучают модули, связанные с организацией перевозок грузов, инфокоммуникационными технологиями в профессиональной деятельности, а также управленческими умениями и знаниями (деловые коммуникации, управление изменениями). Так, например, в декабре прошлого года слушатели ПИШ приняли участие в зимней научно-образовательной школе по программе «Технология функционирования мультимодальных транспортных узлов». Для студентов передовой инженерной школы также запланировано проведение стажировки, предусматривающей изучение работы аппарата управления железными дорогами, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и других транспортных компаний и организаций. В перспективе в ПИШ дальневосточного вуза смогут пройти обучение и уже действующие работники сферы транспорта – разработан проект программы профессиональной переподготовки, который предусматривает изучение 15 дисциплин. Результатом освоения каждой из них станет выполнение проекта, заданного преподавателем, или решение реального бизнес-кейса.
Юлия Антич