Следовать за грузопотоком
Михаил Глазков
Михаил Глазков
заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»

Следовать за грузопотоком

Инструменты эффективного управления движением
В этом году завершается реализация Комплексной программы модернизации инфраструктуры (КПМИ). Как это скажется на перевозках и какие задачи стоят перед Центральной дирекцией управления движения ОАО «РЖД», выяснил «Пульт управления».

– Михаил Олегович, какие задачи поставлены перед дирекцией в 2024 году?
– Приоритетной задачей этого года по-прежнему остаётся достижение параметров КПМИ на основных направлениях следования грузопотоков. В 2024 году объём перевозок в восточном направлении должен быть увеличен на 11,7 млн тонн, до уровня 162,2 млн тонн (+7,8%).
В северо-западном направлении необходимо перевезти 145,6 млн тонн, в юго-западном – 125,1 млн тонн, что соответствует созданным провозным способностям данных направлений. Вместе с тем увеличение провозной способности основных грузонапряжённых направлений сети нам предстоит синхронизировать с реализацией следующих задач: совершенствование технологических и управленческих решений при организации перевозочного процесса с учётом тиражирования полигонных технологий управления эксплуатационной работой; достижение показателей программ организационно-технологических мероприятий, направленных на оптимизацию расходов и повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД»; разработка цифровых технологий, включая расширение области применения безбумажного документооборота, а также управляющих интеллектуальных систем; повышение эффективности процессов обеспечения безопасных условий и охраны труда в целях исключения рисков нарушения нормативных требований и роста удовлетворённости работников условиями труда.
В основе внедрения всех этих инициатив для достижения целевых параметров помимо своевременной реализации инфраструктурных проектов лежит проведение последовательной работы по достижению оптимальных качественных характеристик сквозного перевозочного процесса, позволяющих обеспечивать на существующей инфраструктуре максимальный для компании финансовый результат.
Уверен, что в результате слаженной работы всех подразделений ОАО «РЖД» поставленные задачи будут выполнены.

– Каких результатов производственной деятельности дирекция достигла в прошлом году?
– Несмотря на все сложности, как внешнеэкономические, так и внутренние, объёмы железнодорожных перевозок в России увеличиваются. В 2023 году тарифный грузооборот составил более 7,2 млрд ткм в сутки. При этом на самом грузонапряжённом направлении сети – в границах Восточного полигона – показатель достиг максимальных размеров за всё время деятельности компании и составил почти 2,5 млрд ткм в сутки.
Также следует отметить результат по объёму выгрузки вагонов – он максимальный за последние 10 лет. Ежесуточно выгружалось более 53,5 тыс. вагонов.
Увеличивается и выгрузка в российских морских портах, в 2023 году она составила более 16,5 тыс. вагонов в сутки, что выше уровня прошлого года на 3,8%.
Одновременно с ростом объёмов удалось обеспечить выполнение показателей, установленных правительством. Так, в 2023 году срок доставки транзитного контейнеропотока на направлении Запад – Восток составил 7,8 суток при целевом задании не более 8,5 суток.
Скорость доставки гружёных отправок выполнена выше задания – на уровне 444,3 км/сут (задание 444 км/сут).
Отдельно хочу отметить работу Восточного полигона. В 2023 году при рекордных объёмах перевозок удалось обеспечить выполнение основных показателей качества использования подвижного состава: участковая скорость 35,4 км/ч (плюс 0,9 км/ч к 2022 году), производительность локомотива рабочего парка 2294 тыс. ткм брутто (плюс 95 тыс. ткм брутто к 2022 году), производительность локомотива эксплуатируемого парка – 1768 тыс. ткм брутто (плюс 59 тыс. ткм брутто к 2022 году).

– Какие инструменты повышения эффективности использования инфраструктуры будет использовать дирекция в 2024 году?
– Для перевозки возрастающих объёмов грузов одним из ключевых мероприятий на грузонапряжённых участках Восточного полигона является применение технологии интервального регулирования движения поездов с использованием виртуальной сцепки (ВСЦ). В прошлом году полигон эксплуатации технологии ВСЦ был расширен до станции Мариинск Красноярской железной дороги. Эта работа позволила по итогам года увеличить размеры движения поездов с использованием виртуальной сцепки в 2,9 раза – в 2023 году по участкам Восточного полигона в данном режиме проведено более 35,8 тыс. поездов.
Осуществлён ряд успешных экспериментов по пропуску поездов в режиме ВСЦ: по «неправильному» пути, ведение пяти поездов как с порожними, так с гружёными вагонами. По результатам экспериментов запланирован ряд мероприятий для применения апробированных решений на постоянной основе. Понимая всю важность и значимость данной работы, мы реализовали комплекс мероприятий по обучению и мотивации работников.
Продолжает развиваться и технология пропуска поездов повышенной массы. В 2023 году на сети пропущено более 42 тыс. таких поездов, что на 12% выше аналогичного периода прошлого года. Для развития тяжеловесного движения на Восточном полигоне организовано вождение поездов массой 7100 тонн на участке Таксимо – Тында, массой 8200 тонн на участке Сковородино (Магдагачи) – Хабаровск-2 – Уссурийск с дальнейшим увеличением до 8800 тонн. В целом на Восточном полигоне количество поездов массой 7100 тонн возросло на 24%, массой 8000 тонн – в 3,2 раза.
На юго-западном направлении для развития технологии вождения поездов массой 7100 тонн в текущем году будут проведены тягово-энергетические испытания на участке Сызрань-1 – станция Имени М.Горького с использованием электровозов серии 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги.
Однако вызывает обеспокоенность ситуация с качеством обслуживания локомотивного парка со стороны сервисных компаний, что, безусловно, негативным образом отражается на его техническом состоянии.

– Какие меры принимаются для решения проблем с локомотивами?
– Учитывая приоритетность задачи обеспечения содержания парка локомотивов на предъявляемые объёмы перевозок и повышения эффективности взаимодействия с локомотивным комплексом, в ноябре прошлого года в формате круглых столов организована управленческая сессия руководителей центрального и регионального уровней, где удалось обменяться как положительным опытом, так и имеющимися проблемными вопросами, требующими системного решения.
Выработаны конкретные мероприятия для частичного нивелирования потерь за счёт повышения качества планирования и эффективности взаимодействия, а также сокращения оборота локомотива по основным элементам.

– «Лишние» вагоны мешают выполнению задач?
– Ещё одним вопросом, требующим внимания, является разбалансировка наличия перевозочных ресурсов с выполняемой работой и возможностями инфраструктуры для размещения подвижного состава. Она оказывает негативное влияние на качество предоставления услуг по перевозке грузов и пассажиров.
Начиная с 2016 года темпы поступления на сеть грузовых вагонов значительно превышают темпы вывода их из эксплуатации, парк вагонов российской принадлежности увеличился на 23% при увеличении погрузки всего на 1,1% (или +36 тыс. тонн в сутки) и достиг исторического максимума – 1 323 777 вагонов. Профицит на инфраструктуре оценивается на уровне более 193 тыс. вагонов.
С учётом прогнозной грузовой базы до 2030 года и темпов поступления новых грузовых вагонов проведён расчёт баланса парка и прогнозного объёма перевозок. Профицит погрузочных ресурсов к 2030 году оценивается на уровне 308 тыс. вагонов.
В условиях профицита парка вагонов в рамках нормотворческой деятельности разработаны Методические рекомендации по определению потребного парка грузовых вагонов на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Документ согласован президиумом Союза операторов железнодорожного транспорта, 25 октября 2023 года он был опубликован на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта. Также методические рекомендации направлены в адрес причастных министерств, общественных и коммерческих организаций. Работа по внесению изменений в транспортное законодательство должна быть продолжена.
С целью регулирования поступления на сеть новых вагонов в необходимом количестве требуется (по истечении периода апробации методических рекомендаций) закрепить на уровне Федерального закона «О железнодорожном транспорте» полномочия Минтранса России по утверждению методики определения потребного парка с целью её использования федеральными органами исполнительной власти.
В сложившихся условиях необходимо наделение полномочиями владельца инфраструктуры по перемещению парка невостребованных вагонов на пути необщего пользования станции приписки или в соответствии с заключёнными договорами между владельцами подвижного состава и владельцами путей необщего пользования, а также на железнодорожные станции, расположенные на участках с низкой интенсивностью движения, определяемые владельцем инфраструктуры.
Реализация этих инициатив позволит чётко сбалансировать планируемые на предстоящий период объёмы перевозок с необходимыми ресурсами для их безусловного освоения, тем самым минимизировать финансовые риски компании.
Кроме того, в рамках системной работы по совершенствованию методологических подходов к комплексной оценке перевозочной деятельности введён показатель «средняя скорость движения транспортного потока», который характеризует качество оказываемых транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров.
Методология формирования этого показателя предусматривает расчёт с учётом времени стоянок на промежуточных станциях, за исключением времени станционных передвижений, технических операций и посадки/высадки пассажиров.

– Какая роль отводится цифровизации процессов?
– Особое значение в нашей работе занимает цифровая трансформация производственных процессов на всех уровнях управления.
В 2023 году реализованы задачи по автоматизированной разработке вариантных графиков движения и планирования предоставления «окон» на инфраструктуре, а также сервисы, позволяющие сформировать сменно-суточный план поездной работы полигонов с детализацией до конкретных участков и поездов.
На Куйбышевской железной дороге внедрён комплекс по автоматическому планированию работы поездного диспетчера для формирования плана пропуска поездов, с функцией автоматической установки маршрутов.
Автоматизированы алгоритмы сетевого расчёта возможностей инфраструктуры для размещения вагонных парков на плановый месяц.
Ещё одним масштабным проектом является «Цифровая железнодорожная станция», включающая в себя лучшие практики по цифровизации и применению современных технических средств. Реализация данной инициативы на пилотной станции Челябинск-Главный позволит трансформировать все технологические операции станции в цифровые модели, вывести операционных работников из опасной зоны. В 2023 году на станции выполнены работы по внедрению четырёх программных модулей, позволяющих обеспечить автоматизированное планирование работы станции, маневровой работы в парках и на местах необщего пользования, а также автоматическое формирование сообщений о событиях и положении на станции всех объектов контроля.

Беседовал Сергей Плетнёв

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru