К 2030 году в России завершится этап становления железнодорожного транспорта как неотъемлемой составляющей единой городской транспортной среды. Об этом генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров сообщил 13 февраля во время «правительственного часа» в Госдуме (подробнее о мероприятии – на стр. 6–11).
Проект «Городская электричка» реализуется уже в 17 городах. Это Москва, Уфа, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Сочи, Владивосток, Калининград, Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Воронеж, Волгоград, Тамбов. Компания вместе с перевозчиками постоянно работает над улучшением качества предоставляемых услуг. Преимущества городской электрички – это не только единый тариф, удобная система оплаты, но и согласованное расписание для удобной пересадки на городской общественный транспорт, современный и комфортабельный подвижной состав. А ещё железная дорога – самый экологически чистый транспорт. Вопрос снижения выбросов в атмосферу в первую очередь актуален именно для агломераций.
Расширение границ
Центральный транспортный узел (ЦТУ) объединяет регионы, в которых проживает 31 млн человек.
Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД», генеральный директор АО «Скоростные магистрали» Олег Тони, работа по его модернизации и новому строительству ведётся в соответствии с утверждённым планом.
Так, в феврале на Белорусском вокзале завершилась реконструкция пассажирской инфраструктуры для МЦД-1 и МЦД-4. Открылся сквозной проход из южного в северный турникетный павильон, а также турникетный павильон на платформе № 5. Всего за время реконструкции на вокзале построены три новые платформы и три турникетных павильона с подземным пешеходным переходом. Новая пассажирская инфраструктура обеспечит комфортные условия для пассажиров железнодорожного транспорта. Спуски с платформ оборудованы шестью эскалаторами и тремя лифтами для удобства пассажиров, в том числе маломобильных граждан.
А на станции Лианозово (МЦД-1) 5 марта открылся южный вестибюль. Он обеспечивает выход на платформы, а также транзитную связь городской территории благодаря примыканию к тоннелю под Лианозовским проездом, а также к перспективному пешеходному тоннелю через Дубнинскую улицу.
Летом откроется новая станция МЦД-3 Митьково. Она возводится на границе районов Сокольники и Красносельский рядом с Русаковской улицей, в шаговой доступности от метро «Сокольники». Станция будет состоять из островной платформы с навесом на всю длину для защиты от осадков, выходы на неё будут обеспечиваться через подземный переход и вестибюль. Для удобства маломобильных граждан станцию оборудуют лифтами и эскалаторами. Общая площадь пассажирской инфраструктуры составит почти 4,5 тыс. кв. м.
В настоящее время завершено строительство платформы, где ведутся установка систем навигации и прокладка электрокоммуникаций. В подземном переходе проводятся отделочные работы. В наземной части вестибюля, где будут располагаться кассы, в том числе с заниженным окном для удобства маломобильных граждан, и турникетная зона, ведётся остекление фасадов.
По словам Олега Белозёрова, в этом году будет сделан новый качественный шаг в построении транспортных связей ЦТУ. «В соответствии с установками президента в Послании Федеральному собранию уже в текущем году завершим проработку перспективных схем организации движения на основе Московских центральных диаметров с Ярославской, Тверской, Калужской и Владимирской областями», – заявил глава компании.
Город железных дорог
Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский в начале марта сообщил о совместных с РЖД планах по развитию проекта «Городская электричка». Вдобавок к имеющимся шести железнодорожным платформам в Иваново и ближайшем пригороде планируется построить ещё шесть. Это необходимо, чтобы пассажиры на «Орланах» быстро и комфортно смогли перемещаться между отдалёнными микрорайонами.
Новые платформы позволят улучшить транспортную доступность для более чем 100 тыс. человек, уменьшится нагрузка на автомобильные дороги и общественный транспорт.
«Рассчитываем, что увеличение годового пассажиропотока составит 279 тыс. пассажиров, это 23-процентный рост пассажиропотока и шестикратное увеличение пассажиропотока внутри территории Ивановской агломерации», – сообщил директор Департамента дорожного хозяйства и транспорта региона Дмитрий Вавринчук.
Усилить мобильность
Напомним, ещё в 2021 году Правительство РФ утвердило перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года. Одна из них – «Мобильный город». В рамках этой инициативы в ряде российских городов также ведётся работа по реализации крупных инфраструктурных проектов по интеграции железнодорожного транспорта в городскую среду.
«Планируется создание 16 новых маршрутов с увеличением объёмов перевозок на 45,5 млн пассажиров в год», – сообщили в Центре по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД».
В настоящий момент проекты находятся в разной стадии проработки. Заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с региональными органами власти по пяти проектам (Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар). По ряду объектов выполнены обоснования инвестиций (Нижний Новгород, Уфа, Краснодар, Самара, Казань).
Уже ведутся проектные работы в Нижнем Новгороде, их реализация позволит организовать два новых внутригородских маршрута. Совместно с федеральными и региональными органами власти прорабатывается вопрос определения источников финансирования проектов.
Виталий Маслюк